The Correggio Code: In Search of the Nepenthes Lady

Авторы

  • Michael M. Pozdnev Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu20.2023.211

Аннотация

«Портрет дамы», атрибуируемый Корреджо (ГЭ, инв. № 5555), был, по всей видимости, подписан латинским псевдонимом Antonius Laetus: надпись на стволе лавра слева от сидящей наблюдал и пытался истолковать в 1909 г. Э.-Ф. Липгарт. Сегодня подпись не видна, однако ее присутствие подтверждается реставрационным протоколом (1974–1976 гг.), равно как и анализом художественных источников. Последний упраздняет сомнения в подлинности, заодно определяя время создания картины: пересечения с подписанной тем же псевдонимом «Альбинейской Мадонной», увлеченность Корреджо сюжетами гомеровского эпоса, причем не самыми известными, запечатленными в фресках аббатства Сан-Паоло, доказывают, что дама с кратером Елены в руке, на котором выведена по-гречески цитата из «Одиссеи», создана автором «Похищения Ганимеда», «Воспитания Амура», «Соблазнения Ио» и т. д., вероятнее всего, зимой 1518–1519 гг. Оспаривать принятое большинством отождествление модели с Джиневрой Рангони, видимо, не следует. Идею, высказанную Риккардо Финци более полувека назад, можно, напротив, подкрепить новыми аргументами: не только скапулярий и узелок францисканки, но и лавр, плющ, мирт, и общее выражение вдовы-невесты, и полная чаша прелестного остроумия как лекарство от горечи утрат, и отсылка к Елене Троянской — все это идеально соответствует жизненным обстоятельствам Джиневры. Вопреки авторитетному мнению Клаудио Францони, надпись на чаше не сводится к одному слову, но кроме νηπενθές включает ἄχολο[ν], поясняющее необычный эпитет, и [ἐπίληθον ἁπά]ντων, маркирующее конец стиха Od. 4, 221. Корреджо воспринял творческим воображением сцену пира во дворце Менелая, и, чтобы понять замысел художника, зрителю стоит обратиться к ней. Центральный персонаж сцены — Елена — выступает героиней двух рассказанных под занавес историй. В ее собственной она сочувствует ахейцам, тяготится жизнью в Трое и грустит о покинутом муже, в рассказе же Менелая старается, наоборот, погубить воинов, засевших в чреве деревянного коня. Необычные детали второго рассказа вызвали подозрение; скорее всего, он перенесен из поэмы о гибели Трои. В восприятии живописца XVI века текст был, разумеется, монолитным, созданным первым из поэтов, и противоречивость Елены требовала осмысления. Вдохновленный своим Гомером, Корреджо создал этически амбивалентный женский образ, правдивый в своей двойственности.

Ключевые слова:

Корреджо, Портрет дамы, Гомер, живопись Ренессанса, греческие пинакограммы

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Ameis K.-F., Hentze C., Cauer P. Homers Odyssee für den Schulgebrauch erklärt. I, 1. Leipzig — Berlin, Teubner, 131920.

Banti A., Boschetto A. Lorenzo Lotto. Firenze, Sansoni, 1953.

Barocelli F. (a cura di). Correggio e la Camera di San Paolo. Parma, Banca del Monte, 1988.

Basin G. Musée de l’Ermitage: Les Grands Maîtres de la Peinture. Paris, Cercle d’Art, 1958.

Benois A. The Yousoupov Gallery. Mir iskusstva 1900, 23/24, 129–152 (in Russian).

Benois A. Guide to the Imperial Hermitage Art Gallery. St Petersburg, Community of St Eugenia, 1910 (in Russian).

Berenson B. North Italian Painters of the Renaissance. New York — London, G. P. Putnam’s sons, 1907.

Brown D. A. The Young Correggio and His Leonardesque Sources. New York, Garland, 1981.

Cadoppi A. Le copie della Madonna di Albinea del Correggio, I–II. Bollettino storico reggiano 2013, 45/147–148, 9–34; 95–123.

Cadoppi A. La “Madonna di Albinea” del Correggio: novità sulla storia del dipinto e delle sue copie. Bollettino storico reggiano 2022, 54/179, 63–96.

Cassidy B. ‘Come La Carne Al Macello’: Butchering a Veronese. Burlington Magazine 2007, 149, 483–485.

Castellani Tarabini F. Cenni storici e descrittivi intorno alle pitture della Reale Galleria Estense. Modena, Typ. della Reg.-Ducal Camera, 1854.

[Celio Rodigino]. Ludovici Caelii Rhodigini lectionum antiquarum libri triginta. Frankfurt — Leipzig, Gerlach & Beckenstein, 1646.

Сhimenti A. Veronica Gambara: Gentildonna del rinascimento: un intreccio di poesia e storia. Reggio Emilia, Magis Books, 1994.

Ekserdjian D. Correggio. New Haven — London, Yale University Press, 1997.

[Erasmus Desiderius]. Moriae encomium id est stultitiae laudastio ludicre tractatum per Des. Erasmum Roterodamum. Basel, Froben, 1540.

Fabiański M. Il ritratto nella pittura parmigiana del secondo quarto del Cinquecento”, in: S. Dudzik, T. J. Żuchowski (eds) Rafael i jego spadkobiercy: Portret klasyczny w sztuce nowożytney Europy. Materiały sesji naukowej 24–25 X 2002, Toruń. Toruń, Uniwersytet Mikołaja Kopernika, 2003, 263–276.

Fadda E. Correggio, Anselmi e Rondani. Venezia Arti 2017, 26, 157–170.

Finzi R. Il ritratto di Gentildonna del Correggio all’Ermitage di Leningrado. Nuove lettere emiliane 1962, 1, 5–8.

Franzoni C. Tra Correggio e la Grecia. Antonio Allegri e l’arte classica, in: A. Coliva (a cura di) Correggio e l’antico. Catalogo della mostra di Roma, Galleria Borghese. Milano, Federico Motta, 47–57.

Franzoni C. Correggio, the Humanists and the Homeric nepenthes. Journal of the Warburg and Courtauld Institutes 2020, 83, 337–347.

Ghidini A. Il “Ritratto di Gentildonna”, ovvero il “Ritratto della vedova”, dipinto dal Correggio all’Ermitage Museum di S. Pietroburgo: nuovi elementi di conoscenza e proposte di interpretazione. Atti della IV giornata di studi storici (Correggio, 7 ottobre 2006). Correggio, La Società di Studi Storici, 2007, 15–36.

Giusto M. Ritratto di gentildonna, in: L. Fornari Schianchi (a cura di) Correggio, catalogo della mostra, Parma 2008–2009. Milano, Skira, 2008, 306.

Gozzi C. Raccolta di documenti per la Storia di Castelgoffredo e biografia di que’ principi Gonzaga che l’hanno governato personalmente (1840) Mantova, Editoriale Sometti, 2000.

Harck F. Notizen über italienische Bilder in Petersburger Sammlungen. Repertorium für Kunstwissenschaft. 1896, 19, 413–434.

Krasnobaeva М. ‘Il “Museum cartaceum” di Nikolaj Borisovic Jusupov’, in: L. Tonini (ed.) Il Collezionismo in Russia, da Pietro I all’Unione Sovietica, Atti del Convegno. Napoli, 2–4 febbraio 2006. Formia, Artistic & Publishing Company, 2009a, 51–66.

Krasnobaeva M. D. The Paper Museum of N. B. Jusupov, in: S. J. Karp (ed.) The Age of Enlightment — Le Siècle de Lumière II. Moscow, Nauka Publ., 2009b, 43–71 (in Russian).

Kustodieva T. K. Italian Painting, 13th–16th Centuries. Catalogue of the Collection. St Petersburg, The State Hermitage Publishers, 2011 (in Russian).

Lampe K. W. Rationality, eros, and daemonic influence in the Platonic Theages and the Academy of Polemo and Crates. American Journal of Philology 2013, 134, 383–424.

Ligabue G. La Madonna di Albinea del Correggio: ultimo atto? Reggio storia 2009, 30, 2–7.

Liphart E. de. La peinture italienne, in: P. P. Weiner, E. de Liphart et al. Les anciennes écoles de peinture dans les palais et collections privées russes, représentées à l’exposition organisée à Saint-Pétersbourg en 1909 par la «Revue d’art ancien» Staryé Gody. Bruxelles, G. van Oest, 1910, 17–40.

Longhi R. Le fasi del Correggio giovine e l’esigenza del suo viaggio romano. Paragone 1958, 9, 34–53.

Lundahl K. Antonio Allegri da Correggio: The Greek Inscription in the Hermitage Portrait, in: F. Ciccolella, L. Silvano (eds). Teachers, Students, and Schools of Greek in the Renaissance. Leiden — Boston, Brill, 2017.

Marocchi M. Gonzaga di Castiglione delle Stiviere. Vicende pubbliche e private del casato di San Luigi, Verona, Rotary Club, Castiglione delle Stiviere e Alto Mantovano, 1990.

Matthew L. C. The Painter’s Presence: Signatures in Venetian Renaissance Pictures. The Art Bulletin 1998, 80/4, 616–648.

McIver K. A. Love, Death and Mourning: Paola Gonzaga’s Camerino at Fontanellato. Artibus et Historiae 1997, 18/36, 101–108.

McIver K. A. Women, Art and Architecture in Northern Italy, 1520–1580: Negotiating Power. London — New York, Routledge, 2017.

Moody E. Under the Sign of Dido: Life, Letters, Poetry of Veronica Gambara (1485–1550). 2014. Available at: http://www.jimandellen.org/gambara.biography.html (06.11.2023).

Panofsky E. The Iconography of Correggio’s Camera di San Paolo. London, The Warburg Institute, 1961.

Periti G. From Allegri to Laetus-Lieto: The Shaping of Correggio’s Artistic Distinctiveness. The Art Bulletin 2004, 86/3 459–476.

Pfeiffer R. History of Classical Scholarship from the Beginnings to the End of the Hellenistic Age. Oxford, Clarendon Press, 1968.

Pungileoni L. Memorie istoriche di Antonio Allegri detto il Correggio. Vol. I–II. Parma, Stamperia Ducale, 1817–1818.

Rizzardi F. (ed.) Rime e lettere di Veronica Gambara. Brescia, Giammaria Rizardi, 1759.

Rojcewicz S. Helen of Troy’s Drug Therapy: Odyssey 4. 219–34. Delos: A Journal of Translation and World Literature 2019, 34/2, 261–265.

Savinskaya L. Yu. The Collection of Paintings of Princes Yusupovs — a Phenomenon of Artistic Culture of Russia in the Second Half of the XVIII — early XIX century: From the Origins of Formation to the Publication of the Catalog. Iskusstvoznanie 2012, 1–2, 434–479 (in Russian).

Savinskaya L. Yu The collection of paintings of Princes Yusupovs — a phenomenon of Russian art culture of the second half of the XVIII — early XX centuries: Replenishment and functioning. Iskusstvoznanie 1/2, 2013, 220–270 (in Russian).

Schmidt J. Gemälde alter Meister in Petersburger Privatbesitz. Monatshefte für Kunstwissenschaft 1909, 4, 171–197.

Schubring P. Die Kunst der Hochrenaissance in Italien. Berlin, Propyläen, 1926.

Spagnolo M. Ritratto di Dama, in: A. Coliva (a cura di) Correggio e l’antico. Catalogo della mostra di Roma, Galleria Borghese. Milano, Federico Motta, 2008a, 10.

Spagnolo M. Allegri, Lieto, Lucente: note per la biografia del Correggio, in: A. Coliva (a cura di). Correggio e l’antico. Catalogo della mostra di Roma, Galleria Borghese. Milano, Federico Motta, 2008a, 10. 31–45.

Tiraboschi G. Storia della letteratura italiana. T. VII, part 1. Roma, Salvioni, 1784.

Valladares H. The Io in Correggio: Ovid and the Metamorphosis of a Renaissance Painter. In: P. Mack, J. North (eds). The Afterlife of Ovid. London, University of London Press, 2015, 137–158.

Wagner R. Antiklos. In: RE I, 1894, 2426.

Welcker. F.-G. Der Epische Cyclus oder die Homerischen Dichter. Bonn, Eduard Weber, 1835, II, 244–245.

West M. (rec.) Homerus. Odyssea. Berlin — Boston, De Gruyter, 2017.

Wilson N. G. Greek Inscriptions on Renaissance Paintings. Italia Medioevale e Umanistica 1992, 35, 215–252.

Zamboni S. (ed.) Correggio. (I classici del arte.) Milano, Rizzoli, 2004.

Загрузки

Опубликован

30.12.2023

Как цитировать

Pozdnev, M. M. (2023). The Correggio Code: In Search of the Nepenthes Lady. Philologia Classica, 18(2), 293–320. https://doi.org/10.21638/spbu20.2023.211

Выпуск

Раздел

Antiquitas perennis