Antigone: The Curse Transformed
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu20.2024.201Аннотация
Настоящая статья посвящена анализу интертекстуальных взаимоотношений между «Антигоной» Софокла и трагедиями Эсхила, прежде всего фиванской трилогией. В статье показано, что в своей трагедии Софокл создает мир, радикально отличающийся от мира эсхиловских трагедий. Основные различия — отношение к .примирению в смерти. и к наследственному проклятию. В трагедии Софокла, в отличие от драм драматурга, смерть не является концом вражды — по крайней мере, не прежде, чем власть имущие готовы будут это признать; кровной связи недостаточно для принадлежности к проклятому роду, и эта принадлежность не всегда рассматривается как нечто сугубо негативное. Чтобы проиллюстрировать абсолютную неадекватность эсхиловского подхода к миру этой трагедии и ее действию, Софокл воплощает такой подход в своем Хоре и делает так, что на протяжении трагедии зритель все больше разочаровывается в этом Хоре и его интерпретациях. Хор не реагирует, когда к нему обращаются напрямую, ведет себя чрезвычайно бестактно и контрпродуктивно в своем коммосе с Антигоной и слишком быстро и радикально меняет свое мнение и свою точку зрения на ситуацию. В пятом стасиме Софокл, посредством отсылки к другой трагедии Эсхила, «Элевсинянам», дает зрителю краткую надежду на то, что Антигона будет спасена. Этот прием также направлен на то, чтобы зритель почувствовал разочарование и понял неадекватность точки зрения Хора, то есть мировоззрения Эсхила, применительно к этой трагедии.
Ключевые слова:
Антигона, Софокл, Эсхил, Хор, «Элевсиняне», Лабдакиды, наследственное проклятие, свобода воли
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Philologia Classica» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.