Рельефы Летнего дворца: раннее воплощение русской античности

  • Александр Валерьевич Королев Российский институт истории искусств РАН (Зубовский институт), Российская Федерация, Санкт-Петербург, 190000, Исаакиевская пл., 5
  • Михаил Михайлович Позднев Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, Санкт-Петербург, 199034, Университетская наб., 7–9

Аннотация

Авторство двадцати девяти рельефов, составляющих скульптурный ансамбль Летнего дворца Петра I, дискутируется в науке с начала XX в. Попытки приписать их Андреасу Шлютеру († май/июнь 1714), равно как и другим архитекторам и скульпторам, продолжавшим начатые Шлютером в России постройки (Браунштейну, Маттарнови, Леблону, Микетти), оказываются в той или иной степени уязвимыми. Между тем аллегорическая программа комплекса, общая композиция, размещение рельефов по фасадам определяются единым творческим замыслом, настолько же смелым, насколько и своеобразным. Мало сомнений в том, что автором этого трудноисполнимого замысла был сам Петр I, воплощать же его приходилось разным, в том числе местным, мастерам. О роли Петра свидетельствует и трактовка мифологических сюжетов, взятых из «Метаморфоз» Овидия (часть из них опознана ошибочно, другие не получили адекватного истолкования в аллегорическом ключе). На причастность царя к созданию рельефов указывает один из возможных источников их образности. Ренатой Кроль установлено, что для пяти рельефов таким источником были гравюры Дж. А. Мальоли, копированные А. Фуксом (их сюжеты также соотносимы с Овидием). Другим могли быть иллюстрации к «Метаморфозам» Ш. Лебрена, известные Петру по копии И. Крауса.

Ключевые слова:

Летний дворец, Петр Великий, Метаморфозы Овидия, рецепция античности в России

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Литература

Литература

Андросов С. О. Античные мифы в камне и бронзе. Петербургская городская скульптура. Справочник-путеводитель. Санкт-Петербург, ЛИК, 2003.

Андросов С. О. Скульптура Летнего сада (проблемы и гипотезы). В сб.: Б. В. Сапунов. И. Н. Уханова (ред.) Культура и искусство России XVIII века. Новые материалы и открытия / науч. ред. Б. В. Сапунов. Ленинград, Искусство, 1981, 44–58.

Анисимов Е. В. Itinera Petri: Биохроника Петра Великого (1672–1725 гг.). https://spb.hse.ru/humart/history/peter/ (дата обращения: 13.08.2020). [= Анисимов, Биохроника]

Боброва Е. И. Библиотека Петра I. Указатель-справочник. Ленинград, БАН, 1978.

Быкова Т. А., Гуревич М. М. Описание изданий гражданской печати: 1708 — январь 1725 г. Москва — Ленинград, АН СССР, 1955.

Гаврилов А. В. Очерк истории С.-Петербургской синодальной типографии. Вып. 1. 1711–1839. Санкт-Петербург, Синодальная типография, 1911.

Грабарь И. Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. Санкт-Петербург, Лениздат, 1994, репринтное издание [История русского искусства. Архитектура. Том III. Петербургская архитектура XVIII-XIX вв. Москва, Кнебель, 1910].

Калязина Н. В., Комелова Г. Н. Русское искусство Петровской эпохи. Ленинград, Художник РСФСР, 1990.

Кареева Н. Д. Летний дворец Петра I. Реставрация. В сб.: Е. Ю. Станюкович-Денисова, С. В. Мальцева (ред.) «Мощно, велико ты было, столетье!»: Сб. научн. статей, посвященный юбилею Т. В. Ильиной. (Труды исторического факультета. Вып. 20.) Санкт-Петербург, СПбГУ, 2014, 161–163.

Кареева Н. Д. Сады Петра I — портрет монарха. Пятый ежегод. междунар. фестиваль «Императорские сады России». Каталог. Санкт-Петербург, Русский музей, 2012, 36–49.

Клепиков С. А. Русские гравированные книги XVII–XVIII вв. Книга. Исследования и материалы 1964, 9, 141–177.

Коренцвит В. А. Летний сад Петра Великого. Рассказ о прошлом и настоящем. Санкт-Петербург, Центрполиграф, 2015.

Кузнецова О. Н. Летний сад и Летний дворец Петра I. Ленинград, Лениздат, 1973.

Лансере Н. Е. Летний дворец Петра Первого. Ленинград, Изд-во Русского музея, 1929.

Мацулевич Ж. А. Летний сад и его скульптура. Ленинград, ОГИЗ, 1936.

Мезин С. А. Петр I во Франции. Санкт-Петербург, Европейский дом, 2015.

Морозов А. А. Эмблематика барокко в литературе и искусстве петровского времени. В сб.: Г. П. Макогоненко, Г. Н. Моисеева (ред.) XVIII век. Сборник 9. Проблемы литературного развития в России первой четверти XVIII века. Ленинград, Наука, 1974, 184–226.

Мюллер П. А. Иностранные живописцы и скульпторы в России. Москва, Гос. изд-во, 1925.

Осиповат А. Л., Тименчик Р. Д. «Печальну повесть сохранить…» Москва, Книга, 1987.

Полевой П. Н. Шхонебек. РБС 1911, 23, 556–557.

Радишаускайте Н. В. «Овидиевы фигуры», издание весьма редкое. Словесница искусств 2011, 27/1: http://slovoart.ru/node/811#7 дата обращения: 10.10.2020).

Раков Ю. А. Скульптурный Олимп Петербурга: путешествие в антично-мифологический Петербург. Санкт-Петербург, Искусство, 2000.

Тихомирова М. А. Памятники. Люди. События. Из записок музейного работника. Ленинград, Художник РСФСР, 21984.

Шилков В. Ф. Русская архитектура первой половины XVIII века. Москва, Гос. изд-во лит. по строительству и архитектуре, 1954.

Ballesi S. Una famiglia di stampatori a Roma fra Cinque e Seicento, I Vaccari, in: G. Sapori (ed.) Il Mercato delle Stampe a Roma (XVI–XIX secolo) . Roma, Libroco, 2008, 57–85.

Bernard M. E. The Myth of Apollo and Daphne from Ovid to Quevedo: Love, Agon, and the Grotesque. Durham, Duke University Press, 1987.

Bury M. The Print in Italy: 1550–1625. London, British Museum, 2001.

Gurlitt C. Andreas Schlüter. Berlin, Wasmuth, 1891.

Hinterkeuser G. Andreas Schlüter und das Ideal des barocken Lustgebäudes. Bauten und Entwürfe für Berlin, Freienwalde,

Schwerin und Peterhof. Zeitschrift des Deutschen Vereins für Kunstwissenschaft 2010, 64, 243–276.

Krauß J. Die Verwandlungen des Ovidii. In Zweyhundert und sechs und zwantzig Kupffern . Augsburg, In Verlegung Johann Ulrich Krauß, Kupferstechern in Augsburg, [ca. 1695–1700].

Kroll R. Andreas Schlüter und der Sommerpalast Peters I. Forschungen und Berichte 1976, 17, 113–134.

Medvedkova O. Jean-Baptiste Alexandre Le Blond, architecte, 1679–1719: De Paris àSaint-Pétersbourg, Paris, Alain Baudry & Cie, 2007.

Nikolai B. Schlüter, in: Neue deutsche Biographie 2007, 23, 111–113.

Wallé P. Schlüters Wirken in Petersburg: Ergebnisse einer Studienreise. Berlin, W. Ernst, 1901.

Williams Craig A. When A Dolphin Loves A Boy: Some Greco-Roman and Native American Love Stories. CA 2013, 32/1, 200–242.

Wulff O. Die neurussische Kunst im Rahmen der Kulturentwicklung Rußlands von Peter dem Großen bis zur Revolution. Augsburg, Filser, 1932.


References

Androsov S. O. Ancient myths in stone and bronze. Petersburg urban scultpure. A handbook guide. St. Petersburg, LIK Publ., 2003. (In Russian)

Androsov S. O. Sculpture of the Summer Garden (Problems and Hypotheses), in: B. V. Sapunov, I. N. Ukhanova (eds). Art and Culture of Russia in the 18th Century. Leningrad, Iskusstvo Publ., 1981, 44–58. (In Russian)

Anisimov E. V. Itinera Petri. Biochronicle of Peter the Great (1672–1725) . https://spb.hse.ru/humart/history/peter/ (accessed: 10.10.2020). (In Russian)

Ballesi S. Una famiglia di stampatori a Roma fra Cinque e Seicento, I Vaccari, in: G. Sapori (ed.) Il Mercato delle Stampe a Roma (XVI–XIX secolo) . Roma, Libroco, 2008, 57–85. (In Russian)

Bernard M. E. The Myth of Apollo and Daphne from Ovid to Quevedo: Love, Agon, and the Grotesque. Durham, Duke University Press, 1987.

Bobrova E. I. The library of Peter I. A bibliography handbook. Leningrad, BAN Publ., 1978. (In Russian)

Bury M. The Print in Italy: 1550–1625. London, British Museum, 2001. (In Russian)

Bykova T. A., Gurevich M. M. Description of publications by the civil press: 1708 — January 1725. Moscow — Leningrad, AN SSSR Publ., 1955. (In Russian)

Gavrilov A. V. An outline of the history of St. Petersburg Synodal printing house. Iss. 1. 1711–1839. St. Petersburg, Synodal printing house, 1911. (In Russian)

Grabar’ I. E. The Petersburg architecture in 18th and 19th centuries. St. Petersburg, Lenizdat Publ., 1994, repr. of [The History of Russian Art& Vol. III. The Petersburg Architecture in 18th and 19th cent. Moscow, Knebel, 1910]. (In Russian)

Gurlitt C. Andreas Schlüter. Berlin, Wasmuth, 1891.

Hinterkeuser G. Andreas Schlüter und das Ideal des barocken Lustgebäudes. Bauten und Entwürfe für Berlin, Freienwalde, Schwerin und Peterhof. Zeitschrift des Deutschen Vereins für Kunstwissenschaft 2010, 64, 243–276.

Kaliazina N. V., Komelova G. N. Russian art of the Petrine’s epoch. Leningrad, Khudozhnik RSFSR Publ., 1990. (In Russian)

Kareeva N. D. The Summer Palace of Peter I. Restoration, in: E. Ju. Stan’ukovich-Denisova, S. V. Maltseva (eds). “Powerful, great you were a century!”: A collection of scientific articles devoted to the anniversary of T. V. Ilyina. St. Petersburg, St. Petersburg University Press, 2014, 161–163. (In Russian)

Kareeva N. D. Gardens of Peter I — the Monarch’s Portrait, in: Fifth annual international festival. “ImperialI Gardens of Russia”. Catalogue. St. Petersburg, Russian Museum Publ., 2012, 36–49. (In Russian)

Klepikov S. A. Russian Block Books of the Seventeenth and Eighteenth Centuries. The Book. Studies and Materials 1964, 9 141–177. (In Russian)

Korentsvit V. A. Sommer Garden of Peter the Great. Tales of past and present. St. Petersburg, Tsentrpoligraph Publ., 2015. (In Russian)

Krauß J. Die Verwandlungen des Ovidii. In Zweyhundert und sechs und zwantzig Kupffern. Augsburg, In Verlegung Johann Ulrich Krauß, Kupferstechern in Augsburg, [ca. 1695–1700].

Kroll R. Andreas Schlüter und der Sommerpalast Peters I. Forschungen und Berichte 1976, 17, 113–134.

Kuznetsova O. N. Sommer Garden and Sommer Palace of Peter I. Leningrad, Lenizdat Publ., 1973. (In Russian)

Lansere N. E. Sommer palace of Peter the Great. Leningrad, Russian Museum Publ., 1929. (In Russian)

Matsulevich J. A. Sommer garden and its sculpture. Leningrad, OGIZ Publ., 1936. (In Russian)

Medvedkova O. Jean-Baptiste Alexandre Le Blond, architecte, 1679–1719: De Paris àSaint-Pétersbourg, Paris, Alain Baudry & Cie, 2007.

Mezin S. A. Peter I in France. St. Petersburg, European House Publ., 2015. (In Russian)

Morozov A. A. Baroque emblematic in literature and art of the Petrine Epoch, in. G. P. Makogonenko, G. N. Moiseeva (eds). 18th c. Book 9. Problems of Literary Development in Russia of the 18th century. Leningrad, Nauka Publ., 1974, 184–226. (In Russian)

Mueller P. A. Foreign painters and sculptors in Russia. Moscow, Gosizdat Publ., 1925. (In Russian)

Nikolai B. Schlüter, in: Neue deutsche Biographie 2007, 23, 111–113.

Osipova A. L., Timenchik R. D. “To retain the sad story…” Моscow, The Book Publ., 1987. (In Russian)

Polevoi P. N. Schoonebeck. RBS 1911, 23, 556–557.

Radishauskaite N. V. “Ovid’s Figures”, a vey rare edition. Slovestnitsa iskusstv 2011, 27/1. http://slovoart.ru/node/811 7 (accessed: 10.10.2020). (In Russian)

Rakov J. A. Sculptural Olympus of St. Pestersburg: a journey in ancient-mythological Petersburg. St. Petersburg, Iskusstvo Publ., 2000. (In Russian)

Tikhomirova M. A. Monuments. People. Events. From the Notes of a Museum Worker. Leningrad, Khudozhnik RSFSR Publ., 21984. (In Russian)

Shilkov V. F. Russian architecture of the first half of 18th century. Moscow, Gos. izdat. lit-ry po stroitelstvu i arkhitekture Publ., 1954. (In Russian)

Wallé P. Schlüters Wirken in Petersburg: Ergebnisse einer Studienreise. Berlin, W. Ernst, 1901.

Williams Craig A. When A Dolphin Loves A Boy: Some Greco-Roman and Native American Love Stories. CA 2013, 32/1, 200–242.

Wulff O. Die neurussische Kunst im Rahmen der Kulturentwicklung Rußlands von Peter dem Großen bis zur Revolution. Augsburg, Filser, 1932.

Опубликован
2021-02-21
Как цитировать
Королев, А. В., & Позднев, М. М. (2021). Рельефы Летнего дворца: раннее воплощение русской античности. Philologia Classica, 15(2), 292-321. https://doi.org/10.21638/spbu20.2020.208
Раздел
Antiquitas perennis