“Ratio Quique Reddenda” — what did Sweerts mean?
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu20.2024.110Аннотация
«Портрет молодого человека», или «Автопортрет», кисти Михаэля Свертса (ГЭ 3654) мало изучен, хотя интерес искусствоведов должно было вызвать уже то обстоятельство, что эрмитажный портрет — одна из двух известных на сегодня работ мастера, датированная им самим, причем датированная 1656 годом, поворотным в его биографии. Кроме даты, на листке, приколотом к зеленому сукну скатерти, читаются сфрагида: Michael Sweerts F[ecit], и морализирующий девиз: Ratio Quique [sic!] Reddenda. Скатерть покрывает стол, за которым, опершись щекой на руку, сидит юноша. Согласно ранней, явно ошибочной, интерпретации, на полотне изображен банкрот. Именно под таким названием картина фигурировала в коллекции И. И. Шувалова и с ним перекочевала сперва в Академию художеств, затем в Эрмитаж. Высказанное искусствоведами Эрмитажа толкование картины как принадлежащей к жанру vanitas также уводит в сторону. В действительности перед нами не промотавшийся кутила и не аллегория бренности мира, а напротив — расчетливый и деятельный бизнесмен, точнее банкир, окруженный принадлежностями своего ремесла. Что юноша по роду деятельности связан с финансами, доказывают выразительные параллели — портреты фламандских и голландских менял, купцов, откупщиков и сборщиков податей XVI–XVII вв. В современном прочтении этот юноша — «меланхолик». Поза центрального персонажа «Меланхолии I», равно как и других меланхолических типажей Дюрера и его многочисленных последователей, тождественна его позе. Лицо его не имеет, однако, ничего общего с их facies nigrae, как, впрочем, и со строгими лицами банкиров и купцов Госсарта, ван Хемскерка и др. Своеобразным портрет Свертса делает также своего рода повествовательность, внимание к моменту, существенное для трактовки замысла, ключом к которому служит латинская пинакограмма. Последняя в свою очередь имеет ряд особенностей: она помещена вверху под датой, как бы заглавием ненаписанного списка; каждое слово начато с заглавной буквы; экзотическая орфография (quique =cuique), видимо, также обдумана. Свертс охотно использовал латинский в подписях, демонстрируя свою образованность. У его современников, даже мало образованных, выражение rationem reddere в первую очередь вызывало ассоциации с евангельскими притчами о долгах. Фламандские живописцы обратились к этим сюжетам за столетие до Свертса. Полотно ван Хемессена на тему притчи о немилосердном должнике воспринимается как один из источников анализируемого портрета. Персонаж Свертса сжимает в руке сложенную долговую расписку, в то время как о другом долге, который также требуется уплатить, и уплатить с процентами, напоминает бумага, развернутая и обращенная к зрителю. Параллелизм земной и небесной реальностей подчеркнут на гравюре Теодора Галле, иллюстрирующей гл. 93 комментированного сборника эмблем за авторством фламандского иезуита Яна Давида «Veridicus Christianus» (1601). Книга заслужила популярность у читателей XVII в. и, по всей вероятности, была известна Свертсу. Гравюра и портрет имеют ряд общих деталей, надпись на гравюре гласит: redde rationem, а поясняющий эмблему текст пестрит отсылками к притчам. Свертс изобразил молодого банкира в момент, когда тот отвлекся от своих подсчетов и задумался о том, что один и тот же закон, заставляющий сводить дебет и кредит, действует в дольнем и в горнем мире и что в списке должников значится имя каждого из нас. Этой мыслью, крайне волновавшей самого художника, а также, весьма вероятно, воспоминанием о тексте французских стихов на тему ratio reddenda из альбома Я. Давида, спровоцированы формальные особенности латинской надписи, центральной в композиции картины.
Ключевые слова:
Свертс, «Портрет молодого человека», латинские пинакограммы
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Philologia Classica» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.