Citharodic Nomos and Prooimion
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu20.2024.101Аннотация
Выступление кифареда обычно включало проэмий, который предшествовал ному. Теоретически возможны три случая: 1) проэмий был неотделимым вступлением к конкретной основной части; 2) не исполнялся самостоятельно, но мог предшествовать разным основным частям; 3) был независимым произведением. Большинство свидетельств соответствуют варианту 2. По-видимому, стандартные обстоятельства исполнения обусловили темы, которых полагалось касаться во введении (в том числе обращение к богам и captatio benevolentiae), что и сделало возможным обособление проэмия в самостоятельную песнь, которая могла предшествовать любому нарративу, а при отсутствии агональных коннотаций и формулы перехода к другой песне — и исполняться независимо. Представления о древней кифародии, отраженные у Псевдо-Плутарха (De mus. 1132В–С; 1132D; 1133B–C), интерпретируются так: обращенный к богам проэмий был собственным сочинением кифаредов (поэтому о нем сказано ὡς βούλονται, несмотря на формальный характер содержания и заданный эпический метр); в номе, непосредственно следовавшем за проэмием, эпическое повествование можно было создать самому или взять у Гомера и других поэтов, а в музыке использовался один из шаблонов, систематизация которых приписывалась Терпандру. Должно быть, проэмии Терпандра подтверждали это воззрение тем, что содержали формулу перехода к другой песне, текст которой, однако, не приводился. Очевидно, возможность использовать в основной части чужие стихи способствовала тому, что проэмии записывались без следовавших за ними номов, воспринимались как самостоятельные произведения и составляли отдельные сборники. Правдоподобно, что под проэмиями Терпандра источник Псевдо-Плутарха подразумевал малые гомеровские гимны, которые полностью соответствуют дошедшим до нас сведениям о кифародических проэмиях.
Ключевые слова:
древнегреческая музыка, кифародический ном, проэмий, гомеровские гимны
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Philologia Classica» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.