The Sicyonian Chronicle — a Forged Archaic Inscription?

Авторы

  • Nina A. Almazova Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0002-4037-2533

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu20.2023.202

Аннотация

Гераклид Понтийский (время его творческой деятельности приходится примерно на 360–310 гг. до н. э.) — один из источников, которые упоминаются в трактате «О музыке», дошедшем до нас в корпусе сочинений Плутарха. Сам понтийский философ, в свою очередь, ссылался на список древних поэтов и музыкантов и их достижений из эпиграфического документа, хранившегося в Сикионе (ἡ ἐν Σικυῶνι ἀναγραφὴ ἡ περὶ τῶν ποιητῶν). Вырезать подобного рода труд на камне было бы естественно в качестве приношения некому божеству в святилище, где он должен был бы служить к вящей славе его автора. В качестве хронологической канвы в Сикионской хронике использовались списки жриц Геры в Аргосе. Насколько нам известно, впервые эти списки задействовал в своем историческом сочинении Гелланик из Митилены (время жизни которого ок. 480–395 гг. до н. э.). Если неизвестный автор хроники заимствовал новаторский способ датировки у Гелланика, отсюда следует, что документ был создан в конце V или начале IV в. Однако Гераклид не знает имени его составителя и при этом относится к надписи как к авторитетному источнику. То и другое позволяет предположить, что он считает надпись из Сикиона древним документом. Возможно, автор хроники сознательно стремился выдать ее за архаическую, чтобы затем, ссылаясь на нее, придать весомость своим аргументам в спорах о музыке.

Ключевые слова:

древнегреческая музыка, Псевдо-Плутарх, Гераклид Понтийский, Сикионская хроника

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Almazova N. On the meaning of αὐλῳδία, αὐλῳδός. Hyperboreus 2008, 14 (2), 5–34.

Almazova N. Alexander Polyhistor and Glaucus of Rhegium as Sources of Pseudo-Plutarch’s Treatise De musica I–II. Hyperboreus 2021, 27 (2), 266–290.

Barker A. Greek Musical Writings. Vol. I. Cambridge, Cambridge University Press, 1984.

Barker A. The Science of Harmonics in Classical Greece. Cambridge, Cambridge University Press, 2007.

Barker A. Heraclides and Musical History, in: W. W. Fortenbaugh, E. Pender (eds). Heraclides Ponticus: Discussion. (Rutgers University Studies in Classical Humanities XV.) New Brunswick, Transaction Publishers, 2009, 273–298.

Barker A. Ancient Greek Writers on their Musical Past. Studies in Greek Musical Historiography. Pisa — Roma, Fabrizio Serra editore, 2014.

Chaniotis A. Historie und Historiker in den griechischen Inschriften. Epigraphische Beiträge zur griechischen Historiographie. Stuttgart, Steiner, 1988.

Christensen P. Olympic Victor Lists and Ancient Greek History. Cambridge, Cambridge University Press, 2007.

Däbritz R. Heraclides 45. RE 1912, 8, 472–491.

Diels H. Olympionikenliste aus Oxyrhynchos. Hermes 1901, 36, 72–80.

Franklin J. C. The Lesbian Singers: Towards a Reconstruction of Hellanicus’ Carnean Victors, in: D. Castaldo, F. Giannachi, A. Manieri (eds). Poesia, musica e agoni nella Grecia antica. Galatina, Congedo, 2012, 720–763.

Gottschalk H. B. Heraclides of Pontus. Oxford, Clarendon Press, 1980.

Griffin S. Sicyon. Oxford, Clarendon Press, 1982.

Guarducci M. Epigrafia greca. I. Caratteri e storia della disciplina. La scrittura greca dalle origini all’età imperiale. Roma, Istituto poligrafico dello stato, 1967.

Guarducci M. Epigrafia greca. III. Epigrafi di carattere private. Roma, Istituto poligrafico dello stato, 1974.

Jacoby F. Das Marmor Parium. Hildesheim, Weidmann, 2008 [1904].

Jacoby F. Hellanikos 7. RE 1912, 8, 104–153.

Jacoby F. Die Fragmente der griechischen Historiker IId. Berlin, Weidmann, 1930.

Jacoby F. Atthis: The Local Chronicles of Ancient Athens. Oxford, Clarendon Press, 1949.

Jacoby F. Die Fragmente der griechischen Historiker IIIb. Leiden, Brill, 1955.

Kleingünther A. ΠΡΏΤΟΣ ΕΥΡΕΤΗΣ. Untersuchungen zur Geschichte einer Fragestellung. Philologus: Supplbd. 26, Heft 1. Leipzig, Dieterich, 1934.

Lasserre F. (ed.) Plutarque. De la musique. Texte traduction commentaire précécés d’uneétude sur l’éducation musicale dans la Grèce antique. Olten — Lausanne, Urs Graf, 1954.

Lucarini C. M. Herakleides Pontikos und die ps.-plutarchische Schrift Περὶ μουσικῆς. Hyperboreus 2020, 26 (1), 71–87.

Möller A. The Beginning of Chronography: Helanicus’ Hiereiai, in: N. Luraghi (ed.) The Historian’s Craft in the Age of Herodotus. Oxford, Oxford University Press, 2001, 241–262.

Pfister F. Die Lokalhistorie von Sikyon bei Menaichmos, Pausanias und den Chronographen. RhM 1913, 68, 529–537.

Rohde E. De Julii Pollucis in apparatu scaenico enarrando fontibus. Lipsiae, Engelmann, 1870.

Wehrli F. Die Schule des Aristoteles: Texte und Kommentar. VII. Herakleides Pontikos. Basel — Stuttgart, Schwabe, 1969.

Weil H., Reinach Th. (ed.) Plutarque. De la Musique. Édition critique et explicative. Paris, Leroux, 1900.

Westphal R. (Hg.) Πλουτάρχου Περὶ μουσικῆς. Plutarch über die Musik. Breslau, Leuckart, 1865.

Ziegler K., Pohlenz M. (eds). Plutarchus. Moralia VI, 3. Lipsiae, Teubner, 21959.

Загрузки

Опубликован

30.12.2023

Как цитировать

Almazova, N. A. (2023). The Sicyonian Chronicle — a Forged Archaic Inscription?. Philologia Classica, 18(2), 170–176. https://doi.org/10.21638/spbu20.2023.202

Выпуск

Раздел

Graecia antiqua