Warum Phemios? (Pl. Ion 533b5–c3)

  • Michael M. Pozdnev Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

Аннотация

В ряду мастеров искусств Сократ называет «итакийского рапсода Фемия». Гомеровский Фемий плохо годится на предназначенную ему Платоном роль. В ударных и знакомых Платону местах «Одиссеи» его хвалят как поэта, повествующего о новом, и сам он утверждает, что ни у кого не учился. Какой же он тогда рапсод? И зачем понадобился философу? Предшествующие ряды составлены из первооткрывателей: Дедала, Эпея и Теодора Самосского считали изобретателями скульптуры (или отдельных ее видов); Олимп изобрел, как думали, авлетику, Орфей — кифаристику, Тамира — кифародию (или наоборот). Подмеченная закономерность дает промежуточный вывод: для Платона, как и для его ученика Аристотеля, первым настоящим поэтом был Гомер. Πρῶτος εὑρετής искусства рапсодов, нужный для того, чтобы отделить в профессии чтеца, а с тем — и в самой поэзии, — постижимое от иррационального, отсутствовал. Платон позаимствовал его из «Одиссеи». Предполагаем, что философ сознательно допускает противоречие, чтобы намекнуть на фиктивность своего главного героя. Изобретателям искусств в цепи сравнений противостоят «все остальные», по схеме: бывает ли скульптор (авлет, кифарист), который о Дедале (Олимпе, Орфее) судить может, а об остальных скульпторах (авлетах, кифаристах) не может? В случае с Фемием на месте «остальных» — Ион. Один собирательный образ сопоставлен с другим. Ион известен только из диалога; современник Платона мог спросить, откуда взялся этот рапсод. Если «итакийский рапсод Фемий» не соотвествует гомеровскому персонажу, то и странный «Ион из Эфеса», знающий только Гомера, бессильный понять вещи, о которых так прекрасно рассказывает, не обязан соотвествовать реальности: герой существует лишь в пределах гипотетической конструкции автора. Читателю дают понять, что фигура Иона вымышлена. Обезопасив себя таким образом, Платон свободен формулировать свою философию творчества.

Ключевые слова:

Ион, Платон, Фемий, Гомер, рапсоды

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Литература

Brès Y. La psychologie de Platon. Paris, P.U.F., 1968.

Eckardt H. Kleine Einführung in die Kunst des Hörbuchsprechens. Marburg, Verlag und Studio für Hörbuch–Produktionen 1995, http://www.mourah.de/print.php?page=1742665676&f=1 (30.04.2018)

Erler M. Platon. München, C. H. Beck, 2006.

Flashar H. Der Dialog Ion als Zeugnis platonischer Philosophie. Berlin, Akademie-Verlag, 1958.

Nails D. The People of Plato. A Prosopography of Plato and Other Socratics. Indianapolis, Hackett, 2002.

Schürmann U. Vorlesen und Vortragen leicht gemacht. München, Ernst Reinhardt Verlag, 2010.

Spinnen B. Auswärtslesen. Mit Literatur in die Schule. Eine Litanei. St. Pölten — Salzburg, Residenz-Verlag, 2010.

Thesleff H. Platonic Patterns. Las Vegas — Zurich — Athens, Parmenides Publishing, 2009.

Vickers M. Alcibiades and Critias in the Gorgias: Plato’s “Fine Satire”. DHA 1994, 20, 85–112.

Ziegler K. Orpheus, in: RE 18, 1, 1939, 1200–1316.

Опубликован
2018-06-27
Как цитировать
Pozdnev, M. (2018). Warum Phemios? (Pl. Ion 533b5–c3). Philologia Classica, 13(1), 189-195. https://doi.org/10.21638/11701/spbu20.2018.115
Раздел
Miscellanea