Der Durst des Hercules: Kallimachos, Augustus und die Liebeselegie in Properz 4, 9

Авторы

  • Alexander L. Kirichenko Humboldt Universität zu Berlin, Unter den Linden 6, 10099 Berlin, Deutschland

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu20.2018.106

Аннотация

В данной статье фигура страдающего от жажды Геракла в девятой элегии четвертой книги Проперция толкуется как метапоэтический символ трансформации римской элегии из эротического в политический жанр. Автор указывает на то, что — подобно версии эпизода о битве Геракла с Каком в восьмой книге «Энеиды» Вергилия — данная элегия заканчивается как клетический гимн, в котором, однако, Проперций призывает Геракла не к эпифании в ритуальном контексте, а к «присутствию в его книге». Далее автор анализирует параллели между мифом о Геракле, рассказанном в самой элегии, и поэтической динамикой, прослеживаемой на протяжении всех четырех книг Проперция. Особое внимание при этом уделяется тому, каким образом в первых трех книгах Проперций описывает фигуру Кинфии как воплощение эротической элегии и параллельно с этим создает впечатление (становящееся особенно осязаемым в четвертой книге), что бесконечно расширяющаяся империя Августа может в каком-то смысле составлять еще более привлекательный объект влечения. В конце статьи автор показывает, что аллюзии на гимны Каллимаха (Омовение Паллады, Гимн к Зевсу и Гимн к Аполлону) составляют неотъемлемую основу программного посыла элегии. Этот посыл состоит, по мнению автора, в определении сущности нового, типично римского варианта «Каллимаховой поэтики», неразрывно связанного с трансформацией эротического желания в акт имперского захвата.

Ключевые слова:

Проперций, римская элегия, Каллимах, символические образы

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Ancona R. — Greene E. (Hrg.) Gendered Dynamics in Latin Love Poetry. Baltimore, Johns Hopkins University Press, 2005.

Andersen W. S. “Hercules exclusus: Propertius 4.9.” AJP 1964, 85, 1–12.

Asper M. Onomata Allotria: Zur Genese, Struktur und Funktion poetologischer Metaphern bei Kallimachos. Stuttgart, Steiner, 1997.

Bellen H. “Adventus dei: Der Gegenwartsbezug in Vergils Darstellung der Geschichte von Cacus und Hercules (Aen. 8.184-275).” RhM 1963,106, 23–30.

Berry M. “Political Poetics: The Bona Dea Episode in Propertius 4.9.” Latomus 2011, 70, 391–404.

Binder G. Aeneas und Augustus: Interpretationen zum 8. Buch der Aeneis. Meisenheim am Glan, Hain, 1971.

Cairns F. “Propertius and the Battle of Actium (4.6).” In: Woodman, A. J (Hrg.) Poetry and Politics in the Age of Augustus. Cambridge Cambridge University Press, 1984, 229–236.

Cairns F. “Propertius 4.9: ‘Hercules exclusus’ and the Dimensions of Genre.” In: K. Galinsky (Hrg.) The Interpretation of Roman Poetry. Frankfurt am Main, Lang, 1992, 65–95.

Cairns F. Sextus Propertius: The Augustan Elegist. Cambridge, Cambridge University Press, 2006.

Caston R. R. The Elegiac Passion: Jealousy in Roman Love Elegy. Oxford, Oxford University Press, 2012.

Coutelle É. Poétique et métapoésie chez Properce: de l’ars amandi à l’ars scribendi. Louvain, Peeters, 2005.

DeBrohun J.B. Roman Propertius and the Reinvention of Elegy. Ann Arbor, University of Michigan Press, 2003.

Effe B. “Hercules fervidus ira: Ein Motiv der Aeneis und seine Rezeption bei Properz und Ovid.” Hermes 2002, 130, 164–175.

Fabre-Serris J. “Élégie érotique et discours satirique. Sur trois experimentations propertiennes: les élégies 4.7, 4.8, 4.9.“ MD 2011, 67, 51–77.

Fear T. “Propertian Closure: The Elegiac Inscription of the Liminal Male and Ideological Contestation in Augustan Rome.” In: Ancona — Greene 2005, 13–40.

Fedeli P. “Ideologia augustea e poesia: Il mito di Ercole e Caco in Properzio.” In: Rosen, K. (Hrg.) Macht und Kultur im Rom der Kaiserzeit. Bonn, Bouvier, 1994, 109–119.

Fedeli P. “L’inno ad Ercole nella chiusa di Prop. 4.9.” Seleno 2012, 38, 273–281.

Freudenburg K. “Recusatio as Political Theatre: Horace’s Letter to Augustus.” JRS 2014, 104, 105–132.

Furley W. D. “Praise and Persuasion in Greek Hymns.” JHS 1995, 115, 29–46.

Galinsky K. “The Hercules — Cacus Episode in Aeneid VIII. ” AJP 1966, 86, 18–51.

Gardner H. H. Gendering Time in Augustan Love Poetry. Oxford, Oxford University Press, 2013.

Greene E. The Erotics of Domination: Male Desire and the Mistress in Latin Love Poetry. Baltimore, Johns Hopkins University Press, 1998.

Greene E. “Gender Identity and the Elegiac Hero in Propertius 2.1.” In: Ancona — Greene 2005, 61–77.

Harrison S. J. “Hercules and Augustus in Propertius 4.9.” PLLS 2005, 12, 117–131.

Heyworth S. J. Cynthia: A Companion to the Text of Propertius. New York, Oxford University Press, 2007.

Holzberg N. “Der ‘Böse’ und die Augusteer: Cacus bei Livius, Vergil, Properz und Ovid.” Gymnasium 2012, 119, 449–462.

Hunter R. The Shadow of Callimachus: Studies in Reception of Hellenistic Poetry in Rome. Cambridge, Cambridge University Press, 2006.

Hutchinson G. Propertius. Elegies. Book IV. Cambridge, Cambridge University Press, 2006.

James Sh. L. Learned Girls and Male Persuasion: Gender and Reading in Roman Love Elegy. Berkeley, University of California Press, 2003.

Janan M. W. The Politics of Desire: Propertius, IV. Berkeley, University of California Press, 2001.

Keith A. Propertius: Poet of Love and Leisure. London, Duckworth, 2008.

Kennedy D. The Arts of Love: Five Essays in the Discourse of Roman Love Elegy. Cambridge, Cambridge University Press, 1993.

Kierdorf W. “Properzens Actium-Elegie (4.6): Künstlerische Bewältigung einer politischen Annäherung.” In: Binder, G. — Effe, B. (Hrg.) Affirmation und Kritik: Zur politischen Funktion von Kunst und Literatur im Altertum. Trier, Wissenschaftlicher Verlag Trier, 1995, 165–184.

Kirichenko A. “Virgil’s Augustan Temples: Image and Intertext in the Aeneid.“ JRS 2013, 103, 65–87.

Kirichenko A. “Conviva satur: Mündlichkeit, Schriftlichkeit und Patronage in den sermones des Horaz.” Poetica 2016, 48, 201–240.

Kirichenko A. “Callimachus Romanus: Propertius’ Love Elegy and the Aetiology of Empire.” Erscheint in: Klooster, J.— Wessels A.(Hrg.) Inventing Origins: The Function of Aetiology in Antiquity. London, Routledge.

Lindheim S. H. “Hercules Cross-Dressed, Hercules Undressed: Unmasking the Construction of the Propertian amator in Elegy 4.9.” AJP 1998, 119, 43–66.

Liveley J. “Cynthia prima fuit, Cynthia finis erit: Time and Narrative in Propertius 4.” Helios 2010, 37, 111– 127.

Miller J. F. “Callimachus and the Augustan Aetiological Elegy.” ANRW 1982, II 30.1, 371–417.

Miller J. F. Apollo, Augustus, and the Poets. Cambridge, Cambridge University Press, 2009.

Miller P. A. Subjecting Verses: Latin Love Poetry and the Emergence of the Real. Princeton, Princeton University Press, 2004.

Möller M. “Phantastische(s) Dichte(n). Eine kleine Semiotik des Properz (c. 4.8).” Poetica 2007, 39, 263–284.

Morgan L. “Assimilation and Civil War: Hercules and Cacus. Aeneid 8.” In: Stahl, H.-P. (Hrg.) Vergil’s Aeneid: Augustan Epic and Political Context. London, Duckworth, 1998, 175–197.

Mutschler F.-H. “Hercules im Hain: Überlegungen zur Properzelegie 4.9.” In: Faber, R.— Seidensticker, B.(Hrg.) Worte, Bilder, Töne: Studien zur Antike und Antikenrezeption. Würzburg, Königshausen & Neumann, 1996, 115–128.

O’Neill K. “The Lover’s Gaze and Cynthia’s Glance.” In: Ancona — Greene 2005, 243–268.

Panoussi V. “Spining Hercules: Gender, Religion, and Geography in Propertius 4.9.” CW 2016, 109, 179–194.

Papanghelis Th. D. Propertius: A Hellenistic Poet on Love and Death. Cambridge, Cambridge University Press, 2009.

Pinotti P. “Properzio IV.9: Alessandrinismo e arte allusiva.” Giornale Italiano di Filologia 1977, 29, 50–71.

Scioli E. Dream, Fantasy, and Visual Art in Roman Elegy. Madison, University of Wisconsin Press, 2015.

Stahl H.-P. Propertius’ Love and War: Individual and State under Augustus. Berkeley, University of California Press, 1985.

Stephens S. Callimachus: The Hymns. New York, Oxford University Press, 2015.

Tueller M. A. “Well-Read Heroes: Quoting the Aetia in Aeneid 8.” HSCP 2000, 100, 361–380.

Wallis J. “Reading False Closure in(to) Propertian Elegy.” In: Grewing, F. — Acosta-Hughes, B. — Kirichenko, A. (Hrg.) The Door Ajar: False Closure in Greek and Roman Literature and Art. Heidelberg, Winter, 2013, 229–246.

Welch T. The Elegiac Cityscape: Propertius and the Meaning of Roman Monuments. Columbus, Ohio State University Press, 2005.

Wimmel W. Kallimachos in Rom: Die Nachfolge seines apologetischen Dichtens in der Augusteerzeit. Wiesbaden, Steiner, 1960.

Wyke M. “The Elegiac Woman at Rome.” PCPS 1987a, 33, 153–187.

Wyke M. “Written Women: Propertius’ scripta puella.” JRS 1987b, 77, 47–61.

Wyke M. “Mistress and Metaphor in Augustan Elegy.” Helios 1989, 16, 25–47.

Wyke M. “Taking the Woman’s Part: Engendering Roman Love Elegy.” Ramus 1994, 23, 110–128.

Zetzel J. “Poetic Baldness and Its Cure.” MD 1996, 36, 73–100.

Загрузки

Опубликован

27.06.2018

Как цитировать

Kirichenko, A. (2018). Der Durst des Hercules: Kallimachos, Augustus und die Liebeselegie in Properz 4, 9. Philologia Classica, 13(1), 82–95. https://doi.org/10.21638/11701/spbu20.2018.106

Выпуск

Раздел

Orbis Romanus

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)