Der imaginäre Bühnenraum in Senecas Hercules Furens

  • Alexander L. Kirichenko Humboldt-Universität zu Berlin, Philosophische Fakultät II, Institut für Klassische Philologie, Unter den Linden 6, D-10099 Berlin

Аннотация

Целью данной статьи является анализ построения пространства в трагедии Сенеки Безумный Геркулес. Статья демонстрирует, что трагедия базируется на структурной аналогии между тремя концептуальными областями — 1) миром сверхъестественной мифологии, который не может быть правдоподобно показан на сцене и поэтому детально описывается в дескриптивных пассажах, 2) визуально воспринимаемым миром сценического действия и 3) абстрактно мыслимым миром ‘человеческой жизни’. Эти три области сливаются в единое воображаемое пространство, в рамках которого философская мысль оказывается не столько сформулированной, сколько наглядно инсценированной, подвергая зрителя /читателя эмоциональному воздействию, потенциально способствующему его внутренней трансформации. Таким образом, помимо интерпретации трагедии Безумный Геркулес данная статья предлагает новый общий подход к роли философии в драмах Сенеки.

Ключевые слова:

Сенека, Безумный Геркулес, трагедия, философия

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Литература

Auvray C.-E. Folie et douleur dans Hercule furieux et Hercule sur l‘Oeta: Recherches sur l‘expression esthétique de l‘ascèse stoïcienne chez Sénèque. Frankfurt 1989.

Aygon J.-P. Pictor in fabula: l’ecphrasis — descriptio dans les tragédies de Sénèque. Brüssel 2004.

Bartsch S. The Mirror of the Self: Sexuality, Self-Knowledge, and the Gaze in the Early Roman Empire. Chicago 2006.

Bartsch S. — Schiesaro, A. (Hgg.) The Cambridge Companion to Seneca. Cambridge 2015.

Billerbeck M. (Hg.) Seneca. Hercules furens: Einleitung, Text, Übersetzung und Kommentar. Leiden 1999.

Billerbeck M. Hercules Furens. In: Damschen — Heil 2014, 425–434.

Chaumartin F.-R. Philosophical Tragedy? In: Damschen — Heil 2014, 653–669.

Damschen G. — Heil, A. (Hgg.) Brill’s Companion to Seneca: Philosopher and Dramatist. Leiden 2014.

Davis P. J. Shifting Song: The Chorus in Seneca’ Tragedies. Hildesheim 1993.

Degl’Innocenti Pierini, R. Venit ad pigros cana senectus (Sen. Herc. F. 198). Un motivo dei cori senecani tra filosofia ed attualità, in: Castagna, L. (Hg.) Nove studi sui cori tragici di Seneca. Mailand 1996, 37–56.

Dietsche U. Strategie und Philosophie bei Seneca: Untersuchungen zur therpeutischen Technik in den Epistulae morales. Berlin 2014.

Dingel J. Seneca und die Dichtung. Heidelberg 1974.

Fantham E. Seneca’s Troades. A Literary Introduction with Text, Translation, and Commentary. Princeton 1982.

Fauconier, G.— Turner, M. The Way We Think: Conceptual Blending and the Mind’s Hidden Complexities. New York 2002.

Fischer S. Seneca als Theologe. Berlin 2008.

Fitch J. G. (Hg.) Seneca: Hercules furens. Edited with introduction and commentary. Ithaca, NY 1987.

Gärtner Th. ’Besser dem gemeinen Volk anzugehören’: Zur Rolle des Chors in der senecanischen Tragödie. Studia Humaniora Tartuensia, 2003, 4. A. 4, 1–53.

Graver M. E. Therapeutic Reading and Seneca’s Moral Epistles. Providence (Diss., Brown University), 1996.

Guastella G. L’ira e l’onore: forme della vendetta nel teatro senecano e nella sua tradizione. Palermo 2001.

Harrison G. W. (Hg.) Seneca in Performance. Swansea 2000.

Heil A. Die dramatische Zeit in Senecas Tragödien. Leiden 2013.

Ker J. The Deaths of Seneca. Oxford 2009.

Kirichenko A. A Comedy of Storytelling: Theatricality and Narrative in Apuleius’ Golden Ass. Heidelberg 2010.

Kirichenko A. Lehrreiche Trugbilder: Senecas Tragödien und die Rhetorik des Sehens. Heidelberg 2013.

Kohn Th. The Dramaturgy of Senecan Tragedy. Ann Arbor 2013.

Kugelmeier Chr. Die innere Vergegenwärtigung des Bühnenspiels in Senecas Tragödien. München 2007.

Lawall G. Virtus and pietas in Seneca’s Hercules Furens. Ramus 1983, 12, 6–26.

Lefèvre E. Die philosophische Bedeutung der Seneca-Tragödie am Beispiel des Thyestes, in: W. Haase (Hg.), Aufstieg und Niedergang der römischen Welt, 2, 32, 2, Berlin 1985, 1263–1283.

Li Causi P. Nella rete di Giunone: cause, forme e finalità della vendetta nell’Hercules Furens di Seneca. Dioniso 2006, 5, 118–137.

Lieberg G. Gli atti finali dell’Eracle di Euripide e dell’Hercules furens di Seneca, in: Curti, C. — Crimi C. (Hg.) Scritti classici e cristiani offerti a Francesco Corsaro. Catania 1994, 385–413.

Littlewood C. Self-Representation and Illusion in Senecan Tragedy. Oxford 2004.

Mader G. Form and Meaning in Seneca’s Dawn Song (H. F. 125–201). AClass 1990, 33, 1–32.

Marti B. Seneca’s Tragedies. A New Interpretation. TAPhA 1945, 76, 216–245.

Nisbet R. G. M. The Dating of Seneca’s Tragedies, with Special Reference to Thyestes. ARCA 1990, 29, 95–114.

Nussbaum M. Poetry and the Passions: Two Stoic Views. In: Brunschwig, J. — Nussbaum M. C. (Hg.) Passions and Perceptions: Studies in Hellenistic Philosophy of Mind. Cambridge 1993, 97–149.

Nussbaum M. C. The Therapy of Desire: Theory and Practice in Hellenistic Ethics. Princeton 1994.

Palmieri N. L’eroe al bivio: modelli di „mors voluntaria“ in Seneca tragico. Pisa 1999.

Papadopoulou Th. Herakles and Hercules: The Hero’s Ambivalence in Euripides and Seneca. Mnemosyne 2004, 57, 257–283.

Pratt N. Seneca’s Drama. Chapel Hill 1983.

Regenbogen O. Schmerz und Tod in den Tragödien Senecas. Darmstadt 1963 (= Vorträge der Bibliothek Warburg 1927/1928, 7).

Rosenmeyer Th. G. Senecan Drama and Stoic Cosmology. Berkeley 1989.

Schiesaro A. The Passions in Play: Thyestes and the Dynamics of Senecan Drama. Cambridge 2003.

Schmitz Chr. Die kosmische Dimension in den Tragödien Senecas. Berlin 1993.

Schönegg B. Senecas epistulae morales als philosophisches Kunstwerk. Bern 1999.

Segal Ch. Language and Desire in Seneca’s Phaedra. Princeton 1986.

Shelton J. A. Seneca’s Hercules Furens: Theme, Structure and Style. Göttingen 1978.

Solimano G. La prepotenza dell’occhio: riflessioni sull’opera di Seneca. Genova 1991.

Sorabji R. Emotions and Peace of Mind: From Stoic Agitation to Christian Temptation. Oxford 2000.

Staley G. A. Seneca and the Idea of Tragedy. Oxford 2010.

Sutton D. F. Seneca on the Stage. Leiden 1986.

Tarrant R. J. Seneca. Agamemnon. Edited with a Commentary. Cambridge 1976.

Tarrant R. J. Senecan Drama and its Antecedents. HSCP 1978, 82, 213–263.

Trinacty Ch. Senecan Tragedy and the Reception of Augustan Poetry. Oxford 2014.

Trinacty Ch. Senecan Tragedy. In: Bartsch — Schiesaro 2015, 29–40.

Turner M. The Literary Mind. Oxford 1996.

Wessels A. Ästhetisierung und ästhetische Erfahrung von Gewalt: Eine Untersuchung zu Senecas Tragödien. Heidelberg 2014.

Wiener C. Stoische Doktrin in römischer Belletristik: das Problem von Entscheidungsfreiheit und Determinismus in Senecas Tragödien und Lucans Pharsalia. München 2006.

Winter K. Artificia mali: Das Böse als Kunstwerk in Senecas Rachetragödien. Heidelberg 2014.

Zwierlein O. Die Rezitationsdramen Senecas. Meisenheim am Glan 1966.

Опубликован
2017-03-01
Как цитировать
Kirichenko, A. (2017). Der imaginäre Bühnenraum in Senecas Hercules Furens. Philologia Classica, 11(2), 258-268. https://doi.org/10.21638/11701/spbu20.2016.205
Раздел
Orbis Romanus