Citharodic Nomos and Prooimion

Авторы

  • Nina A. Almazova Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0002-4037-2533

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu20.2024.101

Аннотация

Выступление кифареда обычно включало проэмий, который предшествовал ному. Теоретически возможны три случая: 1) проэмий был неотделимым вступлением к конкретной основной части; 2) не исполнялся самостоятельно, но мог предшествовать разным основным частям; 3) был независимым произведением. Большинство свидетельств соответствуют варианту 2. По-видимому, стандартные обстоятельства исполнения обусловили темы, которых полагалось касаться во введении (в том числе обращение к богам и captatio benevolentiae), что и сделало возможным обособление проэмия в самостоятельную песнь, которая могла предшествовать любому нарративу, а при отсутствии агональных коннотаций и формулы перехода к другой песне — и исполняться независимо. Представления о древней кифародии, отраженные у Псевдо-Плутарха (De mus. 1132В–С; 1132D; 1133B–C), интерпретируются так: обращенный к богам проэмий был собственным сочинением кифаредов (поэтому о нем сказано ὡς βούλονται, несмотря на формальный характер содержания и заданный эпический метр); в номе, непосредственно следовавшем за проэмием, эпическое повествование можно было создать самому или взять у Гомера и других поэтов, а в музыке использовался один из шаблонов, систематизация которых приписывалась Терпандру. Должно быть, проэмии Терпандра подтверждали это воззрение тем, что содержали формулу перехода к другой песне, текст которой, однако, не приводился. Очевидно, возможность использовать в основной части чужие стихи способствовала тому, что проэмии записывались без следовавших за ними номов, воспринимались как самостоятельные произведения и составляли отдельные сборники. Правдоподобно, что под проэмиями Терпандра источник Псевдо-Плутарха подразумевал малые гомеровские гимны, которые полностью соответствуют дошедшим до нас сведениям о кифародических проэмиях.

Ключевые слова:

древнегреческая музыка, кифародический ном, проэмий, гомеровские гимны

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Allen T. W., Halliday W. R., Sikes E. E. (eds) The Homeric Hymns. Amsterdam, Hakkert, 1963 (1936).

Almazova N. A. Cradias nomos. Philologia Classica 2016, 11 (1), 20–30.

Almazova N. Daktylus und Enhoplios in Damons Rhythmuslehre. Hyperboreus 2016, 22 (1), 94–126.

Almazova N. Alexander Polyhistor and Glaucus of Rhegium as Sources of Pseudo-Plutarch’s Treatise De musica. III–IV. Hyperboreus 2022, 28 (1), 53–70.

Aloni A. Prooimia, Hymnoi, Elio Aristide e i cugini bastardi. QUCC 1980, 4, 23–40.

Barker A. Greek Musical Writings. I. The Musician and his Art. Cambridge, Cambridge University Press, 1984.

Bergk Th. Poetae Lyrici Graeci III. Lipsiae, Teubner, 41882.

Bergk Th. Griechische Literaturgeschichte II. Berlin, Weidmann, 1883.

Böhme R. Das Prooimion, eine Form sakraler Dichtung der Griechen. Bühl, Konkordia, 1937.

Bowra M. Greek Lyrik Poetry: From Alcman to Simonides. Oxford, Clarendon Press, 1961.

Bowra M. Two Lifes of Eumelus. CQ 1963, 13 (2), 145–153.

Butler H. E. (transl.) Quintilian. Institutio oratoria. Books IV–VI. London — Cambridge, Mass., Harvard University Press, 1995 (1921).

Cerri G. Dal canto citarodico al coro tragico: La Palinodia di Stesicoro, l’Elena di Euripide e le Sirene. Dioniso 1984–1985, 55, 157–174.

Chantraine P. Dictionnaire étymologique de la langue Grecque III. Paris [s. n.], 1974.

Costantini M., Lallot J. Le προοίμιον est-il un proeme?”. In: P. Hoffmann, J. Lallot, A. Le Boulluec (eds). Le texte et ses representations, Études de littérature ancienne 3 (Paris: PENS, 1987), 13–27.

Crusius O. Zur Nomosfrage. Wochenschrift für klassische Philologie 1887, 45 (4), 1380–1385.

Crusius O. Über die Nomosfrage. Verhandlungen der 39. Versammlung deutscher Philologen und Schulmänner, Zürich 1887. Leipzig [s. n.], 1888, 258–276.

De Martino F. ΑΛΛΗ ΑΟΙΔΗ (in coda all’inno omerico, 545–546). L’Antiquité Classique 1980, 49, 232–240.

Dippe A. Über die Frage der Terpandrischen Komposition. Wochenschrift für klassische Philologie 1888, 32/33, 1018–1021; 34, 1050–1053; 35, 1082–1086; 36, 1114–1118.

Ford A. The Classical Definition of ΡΑΨΩΙΔΙΑ. CPh 1988, 83 (4), 300–307.

Friedländer P. Das Proömium der Theogonie. Hermes 1914, 49 (1), 1–16.

Gentili B. Preistoria e formazione dell’esametro, QUCC 1977, 26, 7–37.

Gostoli A. Terpander. Roma, Ed. dell’Ateneo, 1990.

Hiller E. Die Fragmente des Glaukos von Rhegion. RhM 1886, 41, 398–436.

Hordern J. H. (ed., comm.) The Fragments of Timotheus of Miletus. Oxford, Oxford University Press, 2004.

Janko R. The Structure of the Homeric Hymns: A Study in Genre. Hermes 1981, 109 (1), 9–24.

Jüthner J. Terpanders Nomengliederung. Wiener Studien 1892, 14, 1–17.

Koller H. Das kitharodische Prooimion. Philologus 1956, 100, 159–206.

Lasserre Fr. Plutarque. De la Musique. Texte, trad., comm., précédés d’une étude sur l’éducation musicale dans la Grèce antique. Olten — Lausanne, Urs Graf Verlag, 1954.

Lübbert E. Commentatio de poesis Pindaricae in archa et sphragide componendis arte. Bonn, Caroli Georgi Univ. Typogr., 1885/1886.

Maslov B. The Real Life of the Genre of Prooimion. CPh 2012, 107 (3), 191–205.

Nagy G. Pindar’s Homer: The Lyric Possession of an Epic Past. Baltimore, Johns Hopkins University Press, 1990.

Pavese C. O. Tradizioni e generi poetici della Grecia arcaica. Roma, Ed. dell’Ateneo, 1972.

Power T. The Culture of Kitharôdia. Cambridge, Mass., — London, Harvard University Press, 2010.

Rabinovich E. G. Notes on Nomination. In: B. A. Uspensky, F. B. Uspensky (eds). Fakty I znaki: Issledovaniia po semiotike 1. Moscow, IaSK, 2008, 9–24 (in Russian).

Reimann H. Studien zur griechischen Musik-Geschichte. A. Der Νόμος. Ratibor, Riedinger, 1882.

Richardson N. J. The Homeric Hymn to Demeter. Oxford, Oxford University Press, 2002 (1974).

Rohde E. Philo von Byblos und Hesychius von Milet (1879). In: Kleine Schriften von Erwin Rohde. Bd. I: Beiträge zur Chronologie, Quellenkunde und Geschichte der griechischen Litteratur. Tübingen — Leipzig, Verlag von J. C. B. Mohr (Paul Siebeck), 1901, 365–379.

Russo J. Stesichorus, Homer, and the Forms of Early Greek Epic. In: J. N. Kazazis, A. Rengakos (eds). Euphrosyne: Studies in Ancient Epic and its Legacy in Honor of Dimitris N. Maronitis. Stuttgart, Steiner, 1999, 339–348.

Rutherford I. Apollo’s Other Genre: Proclus on νόμος and His Source. CQ 1995, 90 (3), 354–361.

Schmid W., Sählin O. Geschichte der griechischen Literatur. I. Teil: Die Klassische Periode der griechischen Literatur, von W. Schmid. I. Bd.: Die griechische Literatur vor den attischen Hegemonie. München, Beck, 1929.

Volkmann R. (ed.) Plutarchi De musica. Lipsiae, Teubner, 1856.

Watson J. S. Cicero on Oratory and Orators. New York, Harper & Brothers, 1860.

West M. L. Stesichorus. CQ 1971, 21, 302–314.

West M. L. The Singing of Hexameters: Evidence from Epidaurus. ZPE 1986, 63, 39–46.

Westphal R. (ed.) Πλουτάρχου περὶ μουσικῆς. Plutarch über die Musik. Breslau, Verlag Leuckart, 1865.

Wilamowitz-Moellendorff U. von. Timotheos, Die Perser. Hildesheim, Olms, 1973 (1903).

Wolf F. A. Prolegomena ad Homerum sive de operum Homericorum prisca et genuina forma variisque mutationibus et probabili ratione emendandi. Halis Saxonum: e libraria orphanotrophei, 1795.

Загрузки

Опубликован

10.10.2024

Как цитировать

Almazova, N. A. (2024). Citharodic Nomos and Prooimion. Philologia Classica, 19(1), 4–18. https://doi.org/10.21638/spbu20.2024.101

Выпуск

Раздел

Graecia antiqua