Осмысление платоновского Эроса у Плотина и его последователей
Аннотация
В статье идет речь о понимании учения Платона об Эросе и дальнейшей эволюции его идей в философии неоплатонизма прежде всего у греческого философа III в. Плотина. Понятие души и тела, диалектики ума и души были определены до Плотина. Он перерабатывает различные рациональные учения и стремится соединить их с мистическими. Душа, освобожденная от пут тела, хочет соединиться с божественным. Это любовь к Богу или Благу. Эрос Платона — чувственное восхождение души к созерцанию прекрасного. Плотин признает Эрос вне чувственной сферы. Эрос влечет душу к Благу. Человек обретает Благо, когда открывает Красоту в своей душе. Рассмотрены диалоги Платона «Пир», «Федон», трактат Плотина «Об Эросе», а также рецепции Эроса в западноевропейской культуре — Марсилио Фичино (XV в.) и в русской философии — В. Соловьев, Н. Бердяев. Полемика Н. Бердяева с Платоном и Плотином по поводу безжалостной эротической любви и различные аспекты синонимического ряда греческих слов для выражения понятия «любовь».
Ключевые слова:
Платон, «Пир», Плотин, Эрос, Ум, Душа, Единое, Благо, Афродита Урания, Афродита Пандемос, Эрос-бог, Эрос-аффект, неоплатонизм
Скачивания
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Philologia Classica» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.