Осмысление платоновского Эроса у Плотина и его последователей

Авторы

  • Лариса Борисовна Поплавская Санкт-Петербургский государственный университет

Аннотация

В статье идет речь о понимании учения Платона об Эросе и дальнейшей эволюции его идей в философии неоплатонизма прежде всего у греческого философа III в. Плотина. Понятие души и тела, диалектики ума и души были определены до Плотина. Он перерабатывает различные рациональные учения и стремится соединить их с мистическими. Душа, освобожденная от пут тела, хочет соединиться с божественным. Это любовь к Богу или Благу. Эрос Платона — чувственное восхождение души к созерцанию прекрасного. Плотин признает Эрос вне чувственной сферы. Эрос влечет душу к Благу. Человек обретает Благо, когда открывает Красоту в своей душе. Рассмотрены диалоги Платона «Пир», «Федон», трактат Плотина «Об Эросе», а также рецепции Эроса в западноевропейской культуре — Марсилио Фичино (XV в.) и в русской философии — В. Соловьев, Н. Бердяев. Полемика Н. Бердяева с Платоном и Плотином по поводу безжалостной эротической любви и различные аспекты синонимического ряда греческих слов для выражения понятия «любовь».

Ключевые слова:

Платон, «Пир», Плотин, Эрос, Ум, Душа, Единое, Благо, Афродита Урания, Афродита Пандемос, Эрос-бог, Эрос-аффект, неоплатонизм

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Загрузки

Опубликован

30.06.2011

Как цитировать

Поплавская , Л. Б. (2011). Осмысление платоновского Эроса у Плотина и его последователей. Philologia Classica, 8, 20–34. извлечено от https://philclass.spbu.ru/article/view/7829

Выпуск

Раздел

I. Классическая филология