Über den Epigraph zur Satire I von Durs Grünbein (Juv. 3, 235–236)

  • Roman N. Rubtsov Европейский университет в Санкт-Петербурге, Российская Федерация, 191187, Санкт-Петербург, Гагаринская ул., 6/1А

Аннотация

Эпиграфом к своей первой сатире Грюнбайн ставит строки Ювенала в собственном переводе. Morbus передается в нем словом Übel вместо ожидаемого Krankheit, и, что хуже, тема Ювенала — болезни и прочие трудности городской жизни происходят от дороговизны (а та — от человеческой жадности) — оказывается для сатиры Грюнбайна едва ли хоть сколько-нибудь значимой. Между тем сам поэт в комментарии к эпиграфу утверждает обратное. Возможно ли это хоть как-то понять? Übel у Грюнбайна передает morbus Ювенала еще дважды: в эссе «Бессонный в Риме» (2001) и, логичным образом, в его переводе третьей сатиры (2010). Но если у Ювенала бессонницу вызывают внешние факторы, неудобства городской жизни, безденежье, болезни, то у Грюнбайна эти причины скорее метафизического характера. Его герой лишен сна из-за борьбы с демоном, названным собственно insomnia, который «навязчивее любого двойника» и «превращает горожанина в хронического больного». Это и нужно воспринимать как Übel. Morbus в исходном значении в сатирах Грюнбайна не обнаруживается, зато Übel означает многое. Комментируя эпиграф, поэт сообщает, что сквозным мотивом сатиры Ювенала является Schlaflosigkeit (= insomnia), или же durchwachte Nacht (= vigilia). В латинском тексте собственно vigilia отсутствует, хотя наличествует vigilare в форме герундия. «Бодрость», разумеется, мучительна, спровоцирована болезнью. В понимании Грюнбайна vigilia вызвана душевными муками, бессонница предстает как неотвратимое зло не всегда понятной, но определенно психической природы, на которое обречен каждый житель большого города, пусть даже денег ему, в отличие от персонажа Ювенала, хватает и болезни его не мучают.

Ключевые слова:

Грюнбайн, Ювенал, немецкая литература, рецепция античности

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Литература

Adamietz J. Juvenal, Satiren. München–Zürich, Artemis & Winkler, 1993.

von Albrecht M. Nach den Satiren. Durs Grünbein und die Antike, in: B. Seidensticker, M. Vöhler (Hgg.): Mythen in nachmythischer Zeit. Die Antike in der deutschsprachigen Literatur der Gegenwart. Berlin — New York, De Gruyter, 2002, 101–116.

Grünbein D. Aroma. Ein römisches Zeichenbuch. Berlin, Suhrkamp, 2010.

Grünbein D. Nach den Satiren. Gedichte. Frankfurt am Main, Suhrkamp, 1999.

Grünbein D. Schlaflos in Rom: Versuch über den Satirendichter Juvenal. Berlin, Akademie Verlag, 2001.

Fuhrmann M.Juvenal — Barbier — Grünbein. Über den römischen Satiriker und zwei seiner tätigen Bewunderer. Text und Kritik 2002, 153, 65–67.

Fuhrmann M. Zeitdiagnose am Widerpart Rom. Zu Grünbeins Gedichtband Nach den Satiren. Spritz 151, 1999, 276–285.

Highet G. Juvenal the Satirist. Oxford, Clarendon, 1954.

Knoblich A. Antikenkonfigurationen in der deutschsprachigen Lyrik nach 1990. Berlin — Boston, De Gruyter, 2014.

Knoche U. Die römische Satire. Göttingen, Vandenhoeck & Ruprecht, 1982.

Korte H. Habemus poetam. Zum Konnex von Poesie und Wissen in Durs Grünbeins Gedichtsammlung „Nach den Satiren“, in: H.Arnold (Hg.): Durs Grünbein. Text + Kritik. München, R.Boorberg, 2002, 19–33.

Meyer-Sickendiek B. „Nach den Satiren“. Bildtheoretische Überlegungen zu Grünbeins ‘Werkzäsur’, in: M.Seidler, Chr. Horst (Hgg.) Bilder, Bildlichkeit und Bildtheoretisches. Ansätze einer modernen Bild-Epistemologie im Werk Durs Grünbeins. Berlin, Walter de Gruyter, 2015, 215–233.

Rudd N., Courtney E. (eds). Juvenal. Satires I, III, X. London, Bristol Classical Press, 2002.

Völker R. Antikerezeption in der deutschen Literatur vom Renaissance-Humanismus bis zur Gegenwart. Stuttgart, J. B. Metzler Verlag, 2000.

Weidner A. D. Junii Juvenalis Saturae. Leipzig, Teubner, 1873.

Опубликован
2018-12-13
Как цитировать
Rubtsov, R. (2018). Über den Epigraph zur Satire I von Durs Grünbein (Juv. 3, 235–236). Philologia Classica, 13(2), 317-321. https://doi.org/10.21638/11701/spbu20.2018.213
Раздел
Miscellanea