Anaximander, Patrokles, oder vielleicht Eudoxos? Resümee einer Deutungsgeschichte des sogenannten Trierer Anaximander-Mosaiks vor dem Hintergrund der biographischen, doxographischen und archäologischen Zeugnisse

  • Georg Wöhrle Трирский университет, Университетсринг 15б 54286, Трир, Германия

Аннотация

Датируемый II в. н. э. мозаичный портрет, осколок многофигурной композиции, обнаруженный в 1898 г. при раскопках римского дома в Трире и хранящийся в Rheinisches Landesmuseum, выделяется превосходной сохранностью, не ремесленным качеством исполнения и нетривиальностью образа: лысый, седобородый философ развернут вполоборота, смотрит вправо вверх, а в руках держит предмет, ближе всего напоминающий солнечные часы. Догадаться нетрудно, и уже в первой публикации (1909 г.) тогдашний директор Landesmuseum Эмиль Крюгер предположил, что изображен Анаксимандр. Таким было и остается общее мнение. Впрочем, голоса скептиков также слышны: скудость сведений об Анаксимандре позволяла соотнести трирского философа со скульптором Патроклом, создателем pelecinum (так у Витрувия) — особого вида солнечных часов, сходного с тем, что на мозаике. Однако малоизвестная фигура едва ли вдохновила бы художника. Более уместной кандидатурой представляется Евдокс, ученый известнее даже Анаксимандра и также сконструировавший гномон (arachne, согласно Витрувию: пусть эти часы и другой формы, едва ли автор мозаики стремился к историко-научной достоверности). Можно долго и пристально рассматривать фигуру, отождествляемую с Евдоксом на помпейской «мозаике философов», предполагаемое изображение Анаксимандра на ней же, известный римский «рельеф Анаксимандра» (с надписью!), а равно и другие близкие по типу изображения — надежной атрибуции эти сопоставления не дают. История рецепции Анаксимандра античной культурой не противоречит распространенному взгляду: он и никто другой должен был восприниматься позднеримским искусством как изобретатель гномона. Будь у нас другие фрагменты мозаики, возможно, мы увидели бы на них других изобретателей. В любом случае сомнительным кажется мнение, будто бы философ, обращая взгляд к небу, мыслит «о возникновении и уничтожении небесных тел» (К. Шефолд). Проще думать, что изобретатель солнечных часов следит за солнцем.

Ключевые слова:

Анаксимандр, трирская мозаика, Евдокс, скульптор Патрокл, изображения античных философов

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Литература

Albéri-Auber P. Orologi solari greco-romani. Pelecinum. Available at: http://www.ingauber-meridiane.it/?page_id=484 (16.10.2018)

Andreae B. Das Mosaik der Sieben Weisen aus Sarsina in der Villa Albani in Rom und sein Verhältnis zum Philosophenmosaik aus Pompeji im Nationalmuseum in Neapel, in: T. Ganschow, M. Steinhart et al. (Hg.) Otium. Festschrift für Volker Michael Strocka, Remshalden, B. A. Greiner, 2005, 9–14.

Binsfeld W. Zum Trierer Anaximander-Mosaik. Funde und Ausgrabungen im Bezirk Trier. Aus der Arbeit des Rheinischen Landesmuseums Trier. Kurtrierisches Jahrbuch 1977, 17, 130–131.

Blanck H. Anaximander in Taormina. Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts, Römische Abteilung 1997, 104, 507–511.

Blanck H. Zum Anaximander-Relief im Museo Nazionale Romano, in: H. von Steuben (Hg.) Antike Porträts: Zum Gedächtnis von Helga von Heintze. Möhnesee, Bibliopolis, 1999, 47–51.

Brodersen K. Sonnenuhren bei Cetius Faventinus. Gymnasium 2016, 123, 73–84.

Brodersen K. und Chr. (Hgg.) Marcus Cetius Faventinus. Das Römische Eigenheim. De Architectura privata. Lateinisch und Deutsch. Wiesbaden, Marix Verlag, 2015.

Couprie D. L. Heaven and Earth in Ancient Greek Cosmology. From Thales to Heraclides Ponticus. New York u.a., Springer, 2011.

Darsow W. Die Kore des Anaximandros. Jahrbuch des Deutschen Archäologischen Instituts 1954, 69, 101–117.

Dorandi T. (ed.) Diogenes Laertios. Lives of Eminent Philosophers. With intr. Cambridge, CUP, 2013.

Ewald B. Chr. Der Philosoph als Leitbild. Ikonographische Untersuchungen an Römischen Sarkophagreliefs. Mainz, Zabern, 1999.

Gaiser K. Das Philosophenmosaik in Neapel. Eine Darstellung der platonischen Akademie. Heidelberg, Carl Winter, 1980.

Hannah R. Time in Antiquity. London — New York, Routledge, 2009.

von den Hoff R. Philosophenporträts des Früh- und Hochhellenismus. München, Biering & Brinkmann, 1994.

Hoffmann P., Hupe J., Goethert K. Katalog der römischen Mosaike aus Trier und dem Umland. Mainz, Zabern, 1999.

Krüger E. (a) Berichte über die Tätigkeit der Provinzialmuseen in der Zeit vom 1. April 1907 bis 31. März 1908, II. Trier. Bonner Jahrbücher. Jahrbücher des Vereins von Altertumsfreunden im Rheinlande 1909, 118, 135–144.

Krüger E. (b) [Beschreibung des Fundes]. Jahresbericht der Gesellschaft für nützliche Forschungen zu Trier für die Jahre 1906–1908. 1909, NF 1, 16.

Lang J. Mit Wissen geschmückt? Zur bildlichen Rezeption griechischer Dichter und Denker in der römischen Lebenswelt. Wiesbaden, Reichert, 2012.

Mansfeld J., Primavesi O. (Hg.) Die Vorsokratiker, Griechisch / Deutsch. Ausgewählt, übersetzt und erläutert. Stuttgart, Reclam, 2011.

Marcovich M. (ed.) Diogenis Laertii Vitae philosophorum I.Libri I — X. Berlin — New York, De Gruyter, 2008.

Morgan Th. Romano-British Mosaic Pavements: A History of their Discovery and a Record and Interpretation of their Designs. With Plates, Plain and Сoloured, of the Most Important Mosaics. London, Whiting & co., 1886.

Parlasca K. Die Römischen Mosaiken in Deutschland. Berlin, De Gruyter, 1959.

Pattenden P. Sundials in Cetius Faventinus. CQ 1979, 29, 203–212.

Schaldach K. Römische Sonnenuhren. Eine Einführung in die antike Gnomonik. Frankfurt am Main, Verlag Harri Deutsch, 32001.

Schefold K. Die Bildnisse der antiken Dichter, Redner und Denker. Basel, Schwabe, 1997.

Severino N. Pelecinum o Pelignum? Note sull‘ identificazione di due antichi orologi solari. http://www.gnomonica.it/pelignum.html (16.10.2018)

Thibodeau P. Anaximander’s Spartan Sundial. CQ 2017, 67, 374–379.

Traversari G. Il „Pelecinum“ — Un particolare tipo di orologio solare raffigurato su alcuni rilievi di sarcofagi di età romana, in: G. Romano, G. Traversari (eds). Colloquio Internazionale Archeologia e Astronomia, Venedig 3. — 6. Mai 1989. Roma, Giorgio Bretschneider, 1991, 66–73.

Winter E. Zeitzeichen: Zur Entwicklung und Verwendung antiker Zeitmesser. Berlin — Boston, De Gruyter, 2013.

Wöhrle G. (Hg.) Die Milesier: Anaximander und Anaximenes (mit Beiträgen von Oliver Overwien). Traditio Praesocratica 2. Berlin, De Gruyter, 2012.

Опубликован
2018-12-13
Как цитировать
Wöhrle, G. (2018). Anaximander, Patrokles, oder vielleicht Eudoxos? Resümee einer Deutungsgeschichte des sogenannten Trierer Anaximander-Mosaiks vor dem Hintergrund der biographischen, doxographischen und archäologischen Zeugnisse. Philologia Classica, 13(2), 200-212. https://doi.org/10.21638/11701/spbu20.2018.201
Раздел
Graecia antiqua