Philosophical renovation in the 3rd century: The polemical component of Porphyry’s Vita Plotini in relation to Gregory of Neocaesaria’s Oratio Panegyrica
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu20.2023.102Аннотация
В статье предложен анализ сходных и параллельно развивающихся проектов создания истинной философии у учеников и последователей Оригена и Плотина. Проанализированы два текста, пронизанных восхвалением схоларха: .Благодарственная речь Оригену. Григория Чудотворца и .Жизнеописание Плотина. Порфирия. Оба автора, как показано в статье, были учениками Оригена или же, в случае Порфирия, посещали его школу достаточно продолжительное время, чтобы ознакомиться с учением, методами преподавания и личностью схоларха. Автор устанавливает структурную, тематическую и лексическую близость обоих текстов. Текст Григория Чудотворца, хронологически более ранний, стал точкой отталкивания для Порфирия в создании образа идеального схоларха в лице Плотина. Это подтверждают структурный и лексический контраст в описании образа Плотина в Vita Plotini и Оригена в сохраненном у Прокла отрывке (Procl. In Tim. I. 63. 29–33). Кроме того, на этот негативный образ Оригена откликается в Vita Plotini 13. 10–17 фигура Фавмасия, недовольного затянувшимся спором Плотина и Порфирия, что редко обращает на себя внимание. Нигде более не упомянутый, Фавмасий чаще всего предстает некой проходной фигурой: он либо сам «практиковал общие рассуждения и речи» (пер. Армстронга), либо же он требует от Плотина «рассуждений на книжный манер» (пер. Брейе, Вестерманна). Автор выдвигает гипотезу, что это не имя собственное, а нарицательное. Это наводит на мысль, что Фавмасий — не некий случайный участник конкретного эпизода, реально имевшего место, а ироническое представление в неприглядном виде философского конкурента неоплатоников — теолога Оригена. Таким образом, искусственно выстроенный эпизод с Плотином и Фавмасием является полемическим уколом в сторону последователей Оригена, выдвинувшего программу философского обновления, альтернативную платоникам; а само изображение Плотина как «божественного мужа» (θεῖος ἀνήρ) откликается на образ Оригена, нарисованный его последователями. Предполагаемые намеки в Vita Plotini 13, 5–17, свидетельствуют об открытости римской неоплатонической школы уже сформированному христианскому изводу философии, в силу чего Порфирий и решил изобразить некую ситуацию, в которой Плотин проявил внимание и терпение при толковании сложных философских вопросов в течение трех дней, тогда как Ориген в сходной ситуации проявил нетерпение и раздражительность.
Ключевые слова:
неоплатонизм, Порфирий, Жизнеописание Плотина, Фавмасий, Григорий Неокесарийский, Благодарственная речь Оригену, Ориген
Скачивания
Библиографические ссылки
Ramelli I. Origen and the Platonic Tradition. Religions 2017, 8 (2), 1–21.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Philologia Classica» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.