Philosophical renovation in the 3rd century: The polemical component of Porphyry’s Vita Plotini in relation to Gregory of Neocaesaria’s Oratio Panegyrica

Авторы

  • Roman S. Soloviev Московская духовная академия, Российская Федерация, 141300, Московская обл., Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра https://orcid.org/0000-0002-0833-0624

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu20.2023.102

Аннотация

В статье предложен анализ сходных и параллельно развивающихся проектов создания истинной философии у учеников и последователей Оригена и Плотина. Проанализированы два текста, пронизанных восхвалением схоларха: .Благодарственная речь Оригену. Григория Чудотворца и .Жизнеописание Плотина. Порфирия. Оба автора, как показано в статье, были учениками Оригена или же, в случае Порфирия, посещали его школу достаточно продолжительное время, чтобы ознакомиться с учением, методами преподавания и личностью схоларха. Автор устанавливает структурную, тематическую и лексическую близость обоих текстов. Текст Григория Чудотворца, хронологически более ранний, стал точкой отталкивания для Порфирия в создании образа идеального схоларха в лице Плотина. Это подтверждают структурный и лексический контраст в описании образа Плотина в Vita Plotini и Оригена в сохраненном у Прокла отрывке (Procl. In Tim. I. 63. 29–33). Кроме того, на этот негативный образ Оригена откликается в Vita Plotini 13. 10–17 фигура Фавмасия, недовольного затянувшимся спором Плотина и Порфирия, что редко обращает на себя внимание. Нигде более не упомянутый, Фавмасий чаще всего предстает некой проходной фигурой: он либо сам «практиковал общие рассуждения и речи» (пер. Армстронга), либо же он требует от Плотина «рассуждений на книжный манер» (пер. Брейе, Вестерманна). Автор выдвигает гипотезу, что это не имя собственное, а нарицательное. Это наводит на мысль, что Фавмасий — не некий случайный участник конкретного эпизода, реально имевшего место, а ироническое представление в неприглядном виде философского конкурента неоплатоников — теолога Оригена. Таким образом, искусственно выстроенный эпизод с Плотином и Фавмасием является полемическим уколом в сторону последователей Оригена, выдвинувшего программу философского обновления, альтернативную платоникам; а само изображение Плотина как «божественного мужа» (θεῖος ἀνήρ) откликается на образ Оригена, нарисованный его последователями. Предполагаемые намеки в Vita Plotini 13, 5–17, свидетельствуют об открытости римской неоплатонической школы уже сформированному христианскому изводу философии, в силу чего Порфирий и решил изобразить некую ситуацию, в которой Плотин проявил внимание и терпение при толковании сложных философских вопросов в течение трех дней, тогда как Ориген в сходной ситуации проявил нетерпение и раздражительность.

Ключевые слова:

неоплатонизм, Порфирий, Жизнеописание Плотина, Фавмасий, Григорий Неокесарийский, Благодарственная речь Оригену, Ориген

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

von Albrecht M., Dillon J., George M., DuToit D., Lurje M. Jamblich, Pythagoras: Legende — Lehre — Lebensgestaltung. Eingeleitet, übersetzt und mit interpretierenden Essays. Darmstadt, Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2002.

Alieva O. Origen’s Protreptics to Philosophy: Testimony of Gregory Thaumaturgus in the Oratio Panegyrica, VI, in: A.-Ch. Jacobsen, A. Leuven (eds) Origeniana Undecima: Origen and Origenism in the History of Western Thought: papers of the 11th International Origen Congress, Aarhus University, 26–31 August. Paris, Bristol, 2013, 681–689.

Armstrong A. H. (ed.) Porphyry. The Life of Plotinus, in: Plotinus in seven volumes. Vol. 1: Porphyry on the Life of Plotinus and the order of his books. Enneads I, 1–9. Cambridge, Harvard University Press, 1966, 1–87.

Beatrice P. F. Porphyrius, in: Theologische Realenzyklopädie 1997, 27, 54–59.

Beatrice P. F. Porphyry at Origen’s School at Caesarea, in: B. Bitton-Ashkelony, O. Irshai, A. Kofski et al. (eds) Origeniana duodecima. Origen’s legacy in the Holy Land — a tale of three cities. Leuven, Peters, 2019, 267–284.

Beutler R. Porphyrios (21), in: RE 1953, XXII/1, 275–313.

Bidez J. Vie de Porphyre: le philosophe néo-platonicien, avec les fragments des traités Peri agalmatòn et De regressu animae. Hildesheim, G. Olm, 1964 (11913).

Den Boer W. A Pagan Historian and His Enemies: Porphyry against the Christians. Classical Philology 1974, 69, 198–208.

Bradshaw D. The Logoi of Beings in Greek Patristic Thought, in: B. Foltz, J. Chryssavgis (eds) Toward an Ecology of Transfiguration: Orthodox Christian Perspectives on Environment, Nature, and Creation. New York, Fordham University Press, 2013, 9–22.

Bréhier E. (ed.) Porphyre, La vie de Plotin et l’ordre de ses écrits, in: Plotin. Ennéades. Texte établi et traduit par E.
Bréhier. Paris, Les Belles Lettres, 1924, 1–31.

Brisson L. et al. (eds) Porphyre. La Vie de Plotin, Etudes d’introduction, texte grecque etc. T. I. Paris, Vrin, 1982.

Brisson L. (ed.-in-chief) Porphyre. La Vie de Plotin, Etudes d’introduction, texte grecque etc. T. II. Paris, Vrin, 1992.

Celia F. Il logos kephalaiodes dello ps.-Gregorio il Taumaturgo: uno status quaestionis e un primo approccio al problema delle fonti, in: Adamantius 2011, 17, 164–190.

Celia F. Gregory of Neocaesarea: a re-examination of the biographical issue, in: Adamantius 2016, 22, 171–193.

Celia F. Studying the Scriptures at the School of Caesarea: The Testimony of Gregory of Neocaesarea’s Oratio Panegyrica, in: B. Bitton-Ashkelony, O. Irshai, A. Kofski et al. (eds) Origeniana duodecima. Origen’s legacy in the Holy Land — a tale of three cities. Leuven, 2019, 285–295.

Crocke B. Porphyry’s Anti-Christian Chronology. Journal of Theological Studies 1983, 34 (1), 168–195.

Crouzel H. (ed., transl., comm.) Grégoire le Thaumaturge. Remerciement à Origène suivi de La Lettre d’Origène à Grégoire. Paris, Éditions du Cerf, 1969.

Digeser E. D. A Threat to Public Piety. Christians, Philosophers and the Great Persecution. Ithaca, NY, Cornell University Press, 2012.

Dörrie H. Porphyrios’ “Symmikta Zetemata”, Ihre Stellung in System und Geschichte des Neuplatonismus nebst einem Kommentar zu den Fragmenten. München, C. H. Beck, 1959.

Edwards M. (ed.) Neoplatonic Saints: The Lives of Plotinus and Proclus by Their Students. Liverpool, Liverpool University Press, 2000.

Harder R. Porphyrios: Über Plotins Leben und über die Ordnung seiner Schriften, in: Plotins Schriften, übersetzt von R. Harder, Bd. 5c: Anhang, Hamburg, Meiner, 1958, 1–68.

von Harnack A. (ed.) Porphyrius. Gegen die Christen. Berlin, Reimer, 1916.

Jerphagnon L. Les sous-entendus antichrétiens de la Vita Plotini, ou l’évangile de Plotin selon Porphyre. MH 1990, 47, 41–52.

Johnson A. P. Religion and Identity in Porphyry of Tyre: The Limits of Hellenism in Late Antiquity, Cambridge, Cambridge University Press, 2013.

Kennedy G. A. Classical Rhetoric and its Christian and Secular Tradition from Ancient to Modem Times. London, Croom Helm, 1980, 140–141.

Kinzig W. War der Neuplatoniker Porphyrios ursprünglich Christ?, in: M. Baumbach — H. Köhler — A. M. Ritter (eds) Mousopolos Stephanos. Festschrift für Herwig Görgemanns, Heidelberg, Winter, 1998, 320–332.

Klein R. (ed.), Guyot P. (transl.) Gregor der Wundertäter: Oratio prosphonetica ac panegyrica in Origenem/ Dankrede an Origenes. Im Anhang: Origenis epistula ad Gregorium Thaumaturgum / Der Brief des Origenes an Gregor den Wundertäter. Freiburg i. Br., Herder, 1996.

de Labriolle P., Zeiller J. La Réaction païenne: étude sur la polémique antichrétienne du Ier au VIe siècle. Paris, L’Artisan du livre, 1948.

Miller P. C. Biography in Late Antiquity: A Quest for the Holy Man. Berkeley, University of California Press, 1983.

Monaci Castagno A. Origene direttore d’anime, in: M. Catto, I. Gagliardi, R. M. Parrinello (eds) Direzione spirituale tra tortodossia ed eresia. Dalle scuole filosofiche antiche al Novecento, Brescia, Morcelliana, 2002, 61–85.

Nautin P. Origène. Sa vie et son oeuvre. Paris, Beauchesne, 1977.

Nock A. D., Rothschild C. K. Conversion: The Old and the New in Religion from Alexander the Great to Augustine of Hippo. Waco — Texas, Baylor University Press, 2019 (11933).

Des Places E. (ed.) Porphyrius. Vie de Pythagore. Paris, Les Belles Lettres, 1982.

Ramelli I. Origen and the Platonic Tradition. Religions 2017, 8 (2), 1–21.

Réville A. Apollonius of Tyana, the pagan Christ of the third century. London, J. C. Hotten, 1866.

Richard M. ΑΠΟ ΦΩΝΗΣ. Byzantion 1950, 20, 191–222.

Rizzi M. (ed.) Gregorio il Taumaturgo (?), Encomio di Origene. Milano, Paoline Editoriale Libri, 2002.

Schroeder F. M. Ammonios Saccas, in: ANRW 1987, 36/1, 493–526.

Schwartz E., Mommsen Th., Winkelmann F. Die Kirchengeschichte. Band 2, Teil 1–3. Berlin — New York, De Gruyter, 1999.

Shichalin Yu. The Traditional View of Late Platonism as a Self-contained System, in: M. Vinzent (ed.) Studia Patristica. Vol. LXII. Papers presented at the Sixteenth International Conference on Patristic Studies held in Oxford 2011. Volume 10: The Genres of Late Antique Literature, 2013, 3–9.

Slusser M. (transl.) St. Gregory Thaumaturgus: Life and Works. Washington, Catholic University of America Press, 1998.

Smith A. (ed.) Porphyrii philosophi fragmenta. Fragmenta arabica D. Wasserstein interpretante. Stuttgart — Leipzig, Teubner, 1993.

Soloviev R. Special features of the genre of the “Vita Plotini”: who was Porphyry referring to? Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia III: Filologiia 2022, 73, 84–102 (In Russian).

Tarrant H. Proclus. Commentary on Plato’s Timaeus. Vol. I: Book I: Proclus on the Socratic State and Atlantis. Cambridge, Cambridge University Press, 2007.

Trigg J. W. God’s Marvelous Oikonomia: Reflections on Origen’s Understanding of Divine and Human Pedagogy in the Address Ascribed to Gregory Thaumaturgus. Journal of Early Christian Studies 2001, 9, 27–52.

Westermann A. Porphyrii De Vita Plotini? in: Cobet, C. G., Westermann, A, Boissonade J. F. (ed.) Diogenis Laertii De clarorum philosophorum vitis, dogmatibus et apophthegmatibus libri decem. Paris, Didot, 1850, 102–118.

Wilken R. L. The Christians As the Romans Saw Them. New Haven, Yale University Press, 1986.

Загрузки

Опубликован

04.08.2023

Как цитировать

Soloviev, R. S. . (2023). Philosophical renovation in the 3rd century: The polemical component of Porphyry’s Vita Plotini in relation to Gregory of Neocaesaria’s Oratio Panegyrica. Philologia Classica, 18(1), 16–32. https://doi.org/10.21638/spbu20.2023.102

Выпуск

Раздел

Graecia antiqua