Were Homeric Glosses Part of School Education in Fifth-century Athens? New Interpretation of Aristophanes’ Daitales fr. 233
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu20.2022.204Аннотация
В статье предлагается новое прочтение фрагмента 233 (по изданию Касселя-Остина) несохранившейся комедии Аристофана «Пирующие». Этот фрагмент в научной литературе часто приводится в качестве свидетельства того, что афинская молодежь V в. до н. э. заучивала в школе глоссы из поэм Гомера. В статье подробно разбирается контекст цитирования Аристофана Галеном, степень сохранности текста фр. 233 и существующие интерпретации данного отрывка из комедии. Автор отмечает, что в самом тексте ничто прямо не указывает на принадлежность глосс к обязательной школьной программе в Афинах. Напротив, можно утверждать, что Аристофан преподносит глоссы как определенное лингвистическое новаторство, а интеллектуалов, изучающих их, как представителей нового модного движения софистов. В качестве аргументации нового прочтения фрагмента автор статьи приводит параллели между комедиями Аристофана «Пирующие» и «Облака», а также параллели с диалогом Платона «Кратил». В заключении автор предлагает переосмыслить диалог между Отцом и Сыном в фр. 233 и делает вывод о действующих лицах «Пирующих» и их роли в сюжете комедии: Старик-отец не противится софистическим учениям, а использует их в споре, чтобы показать Распутнику-сыну его невежество. В свою очередь этот сын не является последователем софистов и их нововведений, как обычно считается, и защищается от нападок отца с помощью своих знаний юридических терминов и таким образом выступает как представитель традиционной и почтенной профессии судебного оратора.
Ключевые слова:
Пирующие, Аристофан, школьное образование, глоссы, софисты, античные теории языка
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Philologia Classica» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.