Were Homeric Glosses Part of School Education in Fifth-century Athens? New Interpretation of Aristophanes’ Daitales fr. 233

Авторы

  • Elena Yu. Chepel Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН, Российская Федерация, 121069, Москва, ул. Поварская, 25а

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu20.2022.204

Аннотация

В статье предлагается новое прочтение фрагмента 233 (по изданию Касселя-Остина) несохранившейся комедии Аристофана «Пирующие». Этот фрагмент в научной литературе часто приводится в качестве свидетельства того, что афинская молодежь V в. до н. э. заучивала в школе глоссы из поэм Гомера. В статье подробно разбирается контекст цитирования Аристофана Галеном, степень сохранности текста фр. 233 и существующие интерпретации данного отрывка из комедии. Автор отмечает, что в самом тексте ничто прямо не указывает на принадлежность глосс к обязательной школьной программе в Афинах. Напротив, можно утверждать, что Аристофан преподносит глоссы как определенное лингвистическое новаторство, а интеллектуалов, изучающих их, как представителей нового модного движения софистов. В качестве аргументации нового прочтения фрагмента автор статьи приводит параллели между комедиями Аристофана «Пирующие» и «Облака», а также параллели с диалогом Платона «Кратил». В заключении автор предлагает переосмыслить диалог между Отцом и Сыном в фр. 233 и делает вывод о действующих лицах «Пирующих» и их роли в сюжете комедии: Старик-отец не противится софистическим учениям, а использует их в споре, чтобы показать Распутнику-сыну его невежество. В свою очередь этот сын не является последователем софистов и их нововведений, как обычно считается, и защищается от нападок отца с помощью своих знаний юридических терминов и таким образом выступает как представитель традиционной и почтенной профессии судебного оратора.

Ключевые слова:

Пирующие, Аристофан, школьное образование, глоссы, софисты, античные теории языка

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Barney R. Names and nature in Plato’s Cratylus. Studies in philosophy. New York — London, Routledge, 2001.

Bergk T. Aristophanis fragmenta. Berlin, Reimer, 1840.

Boudon-Millot V., Jouanna J., Pietrobelli A. (eds) Galien. Ne pas se chagriner. Paris, Les Belles Lettres, 2010.

Cassio A. C. (ed., comm.) Aristofane, Banchettanti (Daitales): i frammenti. Pisa, Giardini, 1977.

Coker A. Galen and the Language of Old Comedy: Glimpses of a Lost Treatise at Ind. 23b–28, in: C. Petit (ed.) Galen’s Treatise Περὶ Ἀλυπίας (De indolentia) in Context: A Tale of Resilience. Leiden, Brill, 2019, 63–90.

Dindorf G. Aristophanis fragmenta. Leipzig, Libraria Weidmannia, 1829.

Dindorf G. Poetarum scenicorum graecorum… fabulae superstites et perditarum fragmenta. Leipzig, Teubner, 1869.

Dobree, see Scholefield Dover 1968: K. J. Dover, Aristophanes’ Clouds (Oxford).

Dunbar N. Aristophanes’ Birds. Oxford, OUP, 1998.

Fritzsche F. De Daetalensibus Aristophanis commentatio. Leipzig, Lehnhold, 1831.

Grintser N. The Birth of European Linguistic Theory: The Idea of Language in the Sophists, in: T. Li, K. Dyer (eds) From Ancient Manuscripts to Modern Dictionaries: Select Studies in Aramaic, Hebrew, and Greek. Piscataway, NJ, 2017, 365–378.

Guéraud O., Jouguet P. Un livre d’écolier du IIIe siécle avant J.-C. Cairo, Société Royale Égyptienne de Papyrologie, 1938.

Hanson A. E. Galen: author and critic, in: G. Most (ed.) Editing texts — Texte edieren. Göttingen, Vandenhoeck & Ruprecht, 1998, 22–53.

Kaibel G. Comicorum Graecorum Fragmenta. Berlin, Weidmann, 1899.

Kerferd G. B. The Sophistic Movement. Cambridge, CUP, 1981.

Kühn K. G. (ed.) Claudii Galeni Opera omnia. Lipsiae, Car. Cnoblochii, 1821–1833.

Manetti D. Galen and Hippocratic medicine: language and practice, in: C. Gill, T. Whitmarsh, J. Wilkins (eds) Galen and the world of knowledge. Cambridge, CUP, 2009, 157–174.

Novokhatko A. Discourse markers in a comic fragmentary dialogue, in: F. Logozzo, P. Poccetti (eds) Ancient Greek Linguistics: New Approaches, Insights, Perspectives. Berlin — Boston, De Gruyter, 2017, 227–242.

Novokhatko A. The Origins and Growth of Scholarship in Pre-Hellenistic Greece, in: F. Montanari (ed.) History of Ancient Greek Scholarship. From the Beginnings to the End of the Byzantine Age. Leiden — Boston, Brill, 2020, 9–131.

Novokhatko A. Homeric Hermeneutics on the way from Athens to Alexandria, in: A. Rengakos, P. Finglass, B. Zimmermann (eds) More than Homer Knew — Studies on Homer and His Ancient Commentators. Berlin — Boston, De Gruyter, 2020, 87–171.

Olson S. D. (comm.) Eupolis. Testimonia and Aiges — Dêmoi (frr. 1–146). Translation and Commentary. Heidelberg, Verlag Antike, 2017.

Olson S. D. (comm.) Aristophanes’ Clouds: A Commentary. Ann Arbor, University of Michigan Press, 2021.

Perilli L. Galeni vocum Hippocratis Glossarium / Galeno, Interpretazione delle parole difficili di Ippocrate. Testo, Traduzione e Note di Commento. Berlin — Boston, De Gruyter, 2017.

Pfeiffer R. History of classical scholarship: from the beginnings to the end of the Hellenistic age. Oxford, Clarendon Press, 1968.

Pritchard D. M. Athens, in: W. M. Bloomer (ed.) A Companion to Ancient Education. Chichester, Wiley-Blackwell, 2015, 112–122.

Revermann 2013: M. Revermann M. Paraepic comedy: point(s) and practices, in: E. L. Prauscello, M. Telò (eds) Comic Interactions: Comedy and Other Genres. Cambridge, Cambridge University Press, 2013, 101–128.

Richardson N. J. Homeric professors in the age of the Sophists. Proceedings of the Cambridge Philological Society 1975, 21, 65–81.

Scholefield J. (ed.) Dobree Petri Pauli Advresaria II. Cambridge, 1843.

Sedley D. Plato’s Cratylus. New York, Cambridge University Press, 2003.

Seidler A. Brevis disputatio de Aristophanis fragmentis. Halle, Paxonum, 1818.

Willi A. The languages of Aristophanes. Aspects of Linguistic variation in classical Attic Greek. Oxford, OUP, 2003.

Wolfsdorf D. Sophistic Method and Practice, in: W. M. Bloomer (ed.) A Companion to Ancient Education. Chichester, Wiley-Blackwell, 2015, 63–76.

Загрузки

Опубликован

30.12.2022

Как цитировать

Chepel, E. Y. . (2022). Were Homeric Glosses Part of School Education in Fifth-century Athens? New Interpretation of Aristophanes’ Daitales fr. 233. Philologia Classica, 17(2), 244–252. https://doi.org/10.21638/spbu20.2022.204

Выпуск

Раздел

Graecia antiqua