Ciceros Proömien als Beginn der Philosophiegeschichtsschreibung in Rom? Beobachtungen zu den Vorreden der ,Gespräche in Tusculum‘

  • Andreas Schwab Abteilung für Griechische und Lateinische Philologie, Ludwig-Maximilians-Universität München, Geschwister-Scholl-Platz 1, 80539 München, Deutschland

Аннотация

Небольшие историко-философские эссе, которыми Цицерон предваряет книги «Тускуланских бесед», представляют собой части единого целого: пять введений — это пять глав общего исторического обзора, открывающего, по плану их создателя, изучение и описание истории философии в латиноязычном мире. Доказать связь анализируемых текстов друг с другом не столь трудно: это уже делалось. Труднее определить цель автора. Панорамный анализ проэмиев, проведенный в статье последовательно и детально, обнаруживает предельно ясную структуру мысли и изложения: сперва разграничены поля приложения философии (ее дидактическая роль, в частности полезность для римской публики, возможность «идеальной» философии, философия как терапия души). За этим следует довольно содержательный при всей его краткости исторический набросок — от мифических представителей «первобытной» мудрости, через «древнюю философию» пифагорейцев, к сократикам. Попутно на каждом этапе отмечается возможность влияния греков на римлян (Нума и Пифагор, философское посольство в Рим и другие моменты), а равным образом и национальные особенности римского философствования, которое Цицерон ставит не ниже греческого. Кульминация — в предисловии к последней книге — объединяет сократический метод с писаниями самого Цицерона, чей метод, разумеется, признан наиболее адекватным — в духе прочих его саморекомендаций. Итак, автор «Тускуланских бесед» предлагает соотечественникам изучать историю развития философского знания и вместе с тем дает понять, что вершиной означенной истории является его собственное философское творчество.

 

Ключевые слова:

Цицерон, Тускуланские беседы, история философии в Риме

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Литература

Baraz Y. A Written Republic: Cicero’s Philosophical Politics. Princeton — Oxford, Princeton University Press, 2012.

Dihle A. Die Philosophie der Barbaren, in: T.Hölscher (Hg.) Gegenwelten zu den Kulturen Griechenlands und Roms in der Antike. München, Saur, 2000, 183–204.

Dougan T. W. (ed., comm.) M. Tulli Ciceronis Tusculanarum Disputationum Libri quinque. Bd. I/II, ND New York, Arno Press, 1979.

Drecoll C. Die Karneadesgesandtschaft und ihre Auswirkungen in Rom: Bemerkungen zur Darstellung der Karneadesgesandtschaft in den Quellen. Hermes 132, 2004, 82–91.

Fuhrer T. Der Begriff veri simile bei Cicero und Augustin. Museum Helveticum 1993, 50, 107–125.

Gawlick G./Görler W. Cicero, in: H. Flashar et al. (Hg.), Die Philosophie der Antike, Bd. 4, Die Hellenistische Philosophie. Grundriss der Geschichte der Philosophie. Basel, Schwabe, 1994, 995–1168.

Genette G. Paratexte. Das Buch vom Beiwerk des Buches. Frankfurt, Suhrkamp, 2001 (frz. Seuil, Paris 1987).

Gigon O. (Übers.) Marcus Tullius Cicero. Gespräche in Tusculum. München — Zürich, Heimeran, 71992.

Gildenhard I. Paideia Romana: Cicero’s Tusculan Disputations. Cambridge, Cambridge Philosophical Society, 2007.

Görler W. Philon aus Larisa, in: H. Flashar et al. (Hg.) Die Philosophie der Antike, Bd. 4, Die Hellenistische Philosophie. Grundriss der Geschichte der Philosophie. Basel, Schwabe, 1994, 915–937.

Görler W. Karneades, in: H. Flashar et al. (Hg.) Die Philosophie der Antike, Bd. 4, Die Hellenistische Philosophie. Grundriss der Geschichte der Philosophie. Basel, Schwabe, 1994, 849–897.

Hommel H. Ciceros Gebetshymnus an die Philosophie, Tuskulanen V.5, Sitzungsberichte der Heidelberger Akademie der Wissenschaften 3, Heidelberg, Winter, 1968.

Howe H. M. Amafinius, Lucretius, and Cicero. The American Journal of Philology 1951, 72 (1), 57–62.

Kasten H. (Übers.) Marcus Tullius Cicero. Atticus-Briefe, Düsseldorf – Zürich, Artemis & Winkler, 5 1998.

Koch B. Philosophie als Medizin für die Seele. Untersuchungen zu Ciceros Tusculanae Disputationes. Palingenesia, Bd. 90. Stuttgart, Steiner, 2006.

MacKendrick P. The Philosophical Books of Cicero. London, St. Martin’s Press, 1989.

Marcovich M. Diogenes, Laertius. Vitae philosophorum, Bd. 1, Libri I–X. Stuttgart/Leipzig, Teubner, 1999.

Müller G. Transfer und Überbietung im Gespräch. Zur Konstruktion einer römischen Philosophie in den Dialogen Ciceros. Gymnasium 2015, 122, 275–301.

Pilhofer P. Presbyteron kreitton: Der Altersbeweis der jüdischen und christlichen Apologeten und seine Vorgeschichte. Tübingen, Mohr Siebeck, 1990.

Pohlenz M. (ed.) M. Tulli Ciceronis. Tusculanae Disputationes. Stuttgart, Teubner, 1912.

Riedweg C. Pythagoras: Leben, Lehre, Nachwirkung. Eine Einführung. München, Beck, 2007.

Ruch M. Le Préambule dans les Oeuvres Philosophiques de Cicéron. Essai sur la genèse et l’art du dialogue. Paris, Les Belles Lettres, 1958.

Schwab A. Thales von Milet in der frühen christlichen Literatur: Darstellungen seiner Figur und seiner Ideen in den griechischen und lateinischen Textzeugnissen christlicher Autoren der Kaiserzeit und Spätantike. Berlin — Boston, De Gruyter, 2012.

Schwindt J. P. Prolegomena zu einer „Phänomenologie“ der römischen Literaturgeschichts-schreibung. Von den Anfängen bis zu Quintilian, Hypomnemata 130. Göttingen, Vandenhoeck & Ruprecht, 2000.

Seng H. Aufbau und Argumentation in Ciceros Tusculanae disputationes. RhM 1998, 141, 329–347.

Wöhrle G. Cicero über Gesundheit, Krankheit und Ärzte, in: Göttinger Forum für Altertumswissenschaft 2010, 13, 159–188.

Zeller E. Die Philosophie der Griechen: eine Untersuchung über Charakter, Gang und Hauptmomente ihrer Entwicklung. Leipzig — Tübingen, Fues, 11844–1852.

Zhmud L. Pythagoras und die Pythagoreer. 1. Pythagoras, in: H.Flashar et al. (Hg.): Die Philosophie der Antike, Bd. 1.1, Frühgriechische Philosophie. Grundriss der Geschichte der Philosophie. Basel, Schwabe, 2013, 429–434.

Опубликован
2018-06-27
Как цитировать
Schwab, A. (2018). Ciceros Proömien als Beginn der Philosophiegeschichtsschreibung in Rom? Beobachtungen zu den Vorreden der ,Gespräche in Tusculum‘. Philologia Classica, 13(1), 69-81. https://doi.org/10.21638/11701/spbu20.2018.105
Раздел
Orbis Romanus