An Eastern Tradition in Lullian Blaquerna: the Holy Fool Ramon Lo Foll

  • Jordi Redondo GIRLC, Universitat de València, Departament de Filologia Clàssica, Facultat de Filologia, Traducció i Comunicació. Blasco Ibáñez 32, 46010 València, País Valencià, Spain

Аннотация

В статье анализируется отрывок из романа «Влахерна», написанного Рамоном Льюлом около 1276–1283 гг. До настоящего времени не было исследования, которое позволило бы выявить его литературные источники. Сравнительное изучение показывает, каким образом автор обращается с темой, известной и в античной языческой, и в византийской христианской традиции. Античная традиция в основном опирается на образ философа (киника), объединенный с фигурой Эзопа. В Средние века тема оформляется при помощи сюжетных и стилистических элементов, заимствованных из христианской литературы. Что касается ближайших доступных Льюлу источников, то наиболее вероятным автору статьи представляется «Жизнь Симеона» Леонтия Кипрского — произведение, весьма важное с точки зрения распространения литературного типажа, который представлен в рассматриваемом тексте.

Ключевые слова:

Рамон Льюл, византийская традиция, юродство и святость, кинизм

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Литература

Allsion Peers E. (transl.) Blanquerna. A Thirteenth Century Romance. London, Jarrolds, 1926.

Alfeyev H. Saint Simeon, the new Theologian, and the Orthodox Tradition. Oxford, UP, 2000.

Aragüés Aldaz J. Ramon Llull y la literatura ejemplar. Alacant, Universitat d’Alacant, 2016.

Badia L. Teoria i pràctica de la literatura en Ramon Llull. Barcelona, Quaderns Crema, 1992.

Badia J., Santanach J., Soler A. Style and Genre in the Writings of Llull, in: L. Badia, J. Santanach, A. Soler (eds). Ramon Llull as a Vernacular Writer: Communicating a New Kind of Knowledge. London, Boydell & Brewer, 2016, 91–161.

Baist G. Zu Blanquerna. Zeitschrift für romanische Philologie 1879, 3, 90–96. https://doi.org/10.1515/zrph.1879.3.s3.5

Bausani A. Note sul ‘pazzo sacro’ nell’Islam. Studi e materiali di storia della religione 1958, 29, 93–107.

Benz E. Heilige Narrheit. Kyrios 1938, 3, 1–55.

Bonner A. Sobre la data de Blaquerna. Estudios Lulianos 1986, 26, 143–147.

Bonllavi J. (ed.) Blanquerna: qui tracta de sinch estaments de persones <…> per Ramon Lull. València, Johan Joffre, 1521.

Brown P. Eastern and Western Christendom in Late Antiquity: A Parting of the Ways, in: Id. Society and the Holy in Late Antiquity. Berkeley, Univ. of California Press 1982, 179–188 (= Studies in Church History 1976, 13, 1–24). https://doi.org/10.1017/S0424208400006574

Brummer R. Zur Datierung von Ramon Llulls Libre de Blaquerna, in: H. Heintze, E. Silzer (Hgg.) Im Dienste der Sprache. Festschrift Viktor Klemperer. Halle, Max Niemeyer, 1958, 98–117 (= Estudios Lulianos 1957, 1, 257–261, in a shortened version).

Brummer R. Sobre les fonts literàries del Blanquerna de Ramon Llull. Iberoromania 1979, 9, 1–11. https://doi.org/10.1515/iber.1979.1979.9.1

Brummer R. La importància de la novel la Blanquerna de Ramon Llull en les literatures europees de l’Edat Mitjana. Randa 1986, 19, 137–141.

Cameron A. Le silence de l’Absolu: Folles et Fous de Dieu. Recherches de science religieuse 1979, 67, 540–565.

Challys N., Dewey H. Byzantine Models for Russia’s Literature of Divine Folly (Jurodstvo), in: B. Stolz (ed.) Papers in Slavic Philology I. In Honor of James Ferrell, Ann Arbor, Michigan Slavic Publications, 1977, 36–48.

Cramer von Bessel H. H. Qui est l’‘Emperador’ du Blanquerna? Bolletí de la Societat Arqueològica Lulliana 1935, 26, 169–179.

Dols M. W. Insanity and Its Treatment in Medieval Islamic Society? Medical History. 31, 1987, 1–14. https://doi.org/10.1017/S0025727300046287

Dols M. W. Majnun: The Madman in Medieval Islamic Society. Oxford, OUP, 1992.

Downing F. G. Cynic and Christian Origins. Edinburgh, T&T Clark, 1982.

Feuerstein G. Holy Madness: The Shock Tactics and Radical Teachings of Crazy-Wise Adepts, Holy Fools and Rascal Gurus. New York, Paragon House, 1991.

Friedlein R. El diàleg en Ramon Llull: l’expressió literària com a estratègia apologètica. Barcelona, Universitat de Barcelona, 2011.

Fuertes F. J. Simeón el loco: los rasgos demoníacos de un monje aparentemente extraño. Collectanea Christiana Orientalia 2012, 9, 81–103. https://doi.org/10.21071/cco.v9i.170

Gallofré M. J. Ramon Llull. Llibre d’Evast e Blanquerna. Barcelona, Editorial 62, 1982.

Galmés S., A. Caimari, R. Guilleumas (eds). Libre d’Evast e Blanquerna I–IV. Barcelona, Barcino, 1935–1954.

Garcías Palou S. El Liber de quinque sapientibus del Bto. Ramón Llull, en sus relaciones con la fecha de composición del Libre de Blaquerna. EL 1957, 1, 377–384.

González Casanovas R. J. Male Bonding as Cultural Construction in Alfonso X, Ramon Llull and Juan Manuel: Homosocial Friendship in Medieval Iberia, in: J. H. Blackmore, G. S. Hutcheson (eds). Queer Iberia: Sexualities, Cultures, and Crossings from the Middle Ages to the Renaissance. Durham, Durham UP, 1992, 157–192. https://doi.org/10.1215/9780822382171-007

González Casanovas R., Preaching the Gospel in Barlaam and Blanquerna: Pious Narrative and Parable in Medieval Spain. Viator 1993, 24, 215–231. https://doi.org/10.1484/J.VIATOR.2.301247

Gougaud L. Mulierum consortia. Étude sur le syneisaktisme chez les ascètes celtiques, Uriu 1921, 9, 148–150.

Grau S. Diogenes Laertius between Tradition and Innovation: Philosophers and θεῖοι ἄνδρες, in: R. García-Gasco, S. González Sánchez, D. Hernández de la Fuente (eds). The Theodosian Age (A. D. 379–455). Oxford, Archaeopress, 2013, 183–189.

Hauptmann P. Die ‘Narren um Christ willen’ in der Ostkirche. Kirche im Osten 1959, 2, 27–49.

Hillgarth J. N. Diplomatari lullià. Documents relatius a Ramon Llull i la seva família. Trad. L. Cifuentes. Palma — Barcelona, Universitats de Barcelona i de les Illes Balears, 2001.

Hunt P. Holy Foolishnesh as a Key to Russian Culture, in: P. Hunt, S. Kobets (eds). Holy Foolishness in Russia: New Perspectives, Bloomington, Slavica Publishers, 2011, 1–14.

Ivanov S. A. A Saint in a Whore-house. Byzantinoslavica 1995, 56, 439–445.

Ivanov S. A. La ‘santa locura’ rusa (iurodstvo, pojabstovo). Erytheia 1999, 20, 75–98.

Ivanov S. A. Holy Fools in Byzantium and Beyond, New York 2006.

Jedrkiewicz S. Sapere e paradosso nell’Antichità: Esopo e la favola. Roma, Dell’Ateneo, 1989, 116–127.

Jedrkiewicz S. The Last Champion of Play Wisdom: Aesop. Itaca. Quaderns Catalans de Cultura Clàssica 1990–1992, 6–8, 115–130.

Kinney D. Heirs of the Dogs: Cynic Selfhood in Medieval and Renaissance Culture, in: R. B. Branham, M. O. Goulet-Caze (eds). The Cynics: The Cynic Movement in Antiquity and Its Legacy. Berkeley, California UP, 1996, 294–328.

Kobets S. The Paradigm of the Hebrew Prophet and the Russian Tradition of Iurodstvo. Canadian Slavonic Papers 50, 2008, 17–32, available at www.slavdom.com (04.10.2017).

Krueger D. Simeon the Holy Fool: Leontios’ Life and the Late Antique City. Berkeley, California UP, 1996.

Kurke L. Aesopic Conversations: Popular Tradition, Cultural Dialogue, and the Invention of Greek Prose. Princeton UP, 2001.

Largier N. Diogenes der Kyniker: Exempel, Erzählung, Geschichte in Mittelalter und Früher Neuzeit. Tübingen, Max Niemeyer, 1997.

López Cruces J. L. Diógenes, ciudad sin ley, in: A. Pociña, J. M. García González (eds). En Grecia y Roma V: Hombres notables. Granada, Universidad de Granada, 2015, 177–194.

Luz M. A Description of the Greek Cynic in the Jerusalem Talmud. JSJ 20, 1989, 49–60. https://doi.org/10.1163/157006389X00047

McGuckin J. A Neglected Masterpiece of the Christian Mystical Tradition: the ‘Hymns of the Divine Eros’ by Simeon the New Theologian. Spiritus Magazine, 2005, 5, 182–202. https://doi.org/10.1353/scs.2006.0020

Magdalino P. M. ‘What we heard in the Lives of the Saints, we have seen with our own eyes’: the Holy Man in Tenth Century Constantinople, in: J. Howards-Johnston, P. A. Howard (eds). The Cult of Saints in Late Antiquity and the Middle Ages. Oxford, OUP, 1999, 83–112.

Maguire H. Byzantine Court Culture from 829 to 1204. Dumbarton Oaks, Harvard UP, 2004.

Mavrommatis L. Byzantine Fools: The Link Between Nature and Society, in: M. Teich, R. Porter, B. Gustafson (eds). Nature and Society in Historical Context. Cambridge, CUP, 1997, 37–50.

Nicol D. Church and Society in the Last Centuries of Byzantium, 1261–1453. Cambridge, CUP, 1979.

Nigg W. Der christliche Narr. Stuttgart — Zürich, Artemis, 1956.

Oliver A. ‘Blanquerna’ i el ‘Llibre de les Bèsties’, un retaule de la vida medieval, una utopia de la reforma de l’Església i del món. Setè centenari del llibre de Blaquerna I. Palma 1985, 14–34.

Oliver A. La fecha de la composición del Libre de Blaquerna de Ramon Llull. EL 1959, 3, 325–330.

Pépin J. The Platonic and Christian Ulysses, in: J. O’Meara (ed.), Neoplatonism and Christian Thought. Norfolk, International Society for Neoplatonic Studies, 1982, 3–18.

Pérez L., Miralles J. Nuevos documentos sobre la família de Ramon Llull. Estudios Lulianos 1971, 15, 93–98.

Platzeck W. Das Leben des seligen Raimund Lull. Düsseldorf, Patmos, 1964.

Pope R. W. Fools and Folly in Old Russia. Slavic Review 1980, 39, 476–481. https://doi.org/10.2307/2497166

Redondo J. Sobre les fonts bizantines de la Rhetorica nova de Ramon Llull. Una aproximació a la qüestió, in: J. Bermúdez et al. (eds). Miscellània en honor a F. Mira. Castelló, Universitat de Castelló, 2008, 297–308.

Reynolds R. Virgines Subintroductae in Celtic Christianity. Harvard Theological Review 1968, 61, 552–563. https://doi.org/10.1017/S0017816000019702

Ripoll M. Una lectura no utòpica del Romanç d’Evast e Blanquerna. Lulliana 2012, 52, 3–24.

Rocheau V. Saint Syméon Salos, ermite palestinien et prototype des ‘Fous-pour-le-Christ, Proche Orient Chrétien, 1978, 28, 209–219.

Rocheau V. Que savons-nous des Fous-pour-le-Christ? Irénikon 1980, 53, 341–353; 501–512.

Rudi P. O topike zhitij jurodivyh [On the Topics of the Lives of the Holy Fools]. Trudy Otdela drevnerusskoj literatury [Proceedings of the Department of Old Russian Literature] 2007, 58, 443–484.

Rydén L. Bemerkungen zum Leben des heiligen Narren Symeon von Leontius von Neapolis. Uppsala, Almqvist & Wiksell, 1970.

Rydén L. The Vision of the Virgin at Blachernae and the Feast of Pokrov. Analecta Bollandiana 1974, 94, 63–82. https://doi.org/10.1484/J.ABOL.4.01336

Rydén L. The Holy Fool, in: S. Hackel (ed.) The Byzantine Saint. Londres, Fellowship of St. Alban and St. Sergius, 1981.

Schleicher W. Ramon Llulls Libre de Evast e Blanquerna: eine Untersuchung über den Einfluss der franziskanichdominikanischen Predigt auf die Prosawerke des katalanischen Dichters. Geneva, Droz, 1958.

Schleicher W. Weiteres zur Datierung von Ramon Lulls Libre de Evast e Blaquerna. Romanische Forschungen 1959, 71, 186–190.

Screech M. A. Ecstasy and the Praise of Folly. London, Duckworth, 1980.

Soler A., Santanach J. (eds). Romanç d’Evast e Blaquerna. Palma, Patronat Ramon Llull, 2009.

Spidlik Th. Fous pour le Christ II: en Orient. Dictionnaire de spiritualité 1964, 5, 752–761.

Swain B. Fools and Folly During the Middle Ages and the Renaissance. New York, Columbia UP, 1932.

Tarré J. Los códices lulianos de la Biblioteca Nacional de París. Analecta Sacra Tarraconensia 1941, 14, 155–182.

Tosi P. A. (ed.) Il Novellino. Milano, Tosi, 1825.

Tusquets J. La data de composició del Blaquerna, Boletín de la Real Academia de Buenas Letras de Barcelona 1975–1976, 36, 115–123.

Van Esbroek V. Les saints fous de Dieu, in: M. Aitallah (ed.) Le monachisme syriaque du VIIème siècle à nos jours I, Antelias, Centre d’Études et de Recherches Orientales, 1999, 131–138.

Vandenbroucke F. Fous pour le Christ II: en Occident. Dictionnaire de spiritualité 1964, 5, 761–770.

Vossler K. Poesie der Einsamkeit im Spanien. München, Beck, 21950.

Zeitz H. Die Fragmente des Äsopromans in Papyrushandschriften. Giessen, Noske, 1935.

Опубликован
2017-12-20
Как цитировать
Redondo, J. (2017). An Eastern Tradition in Lullian Blaquerna: the Holy Fool Ramon Lo Foll. Philologia Classica, 12(2), 206–217. https://doi.org/10.21638/11701/spbu20.2017.209
Раздел
Antiquitas perennis