Rhetorical and Strategic Meaning of “Envy” (φθόνος) in Josephus. Examples of Korah and John of Gischala

Авторы

  • Wojciech Bejda Поморский университет в Слупске, Польша, 76–200, Слупск, ул. Кшиштофа Арцишевского, 22А https://orcid.org/0000-0003-1581-9628

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu20.2024.102

Аннотация

Цель данной статьи — проанализировать тему зависти в произведениях Иосифа в риторическом и стратегическом смысле, а не только в качестве литературного топоса. Статья фокусируется на двух случаях, мотивированных завистью: восстании Корея против Моисея и конфликте между Иосифом и Иоанном Гисхальским. В этих двух случаях проявляются характерные черты завистников и даны подробные описания их пагубной деятельности. Идея зависти Корея была основана не на Библии, литературе или традициях Второго храма, а на собственном опыте Иосифа в период его кратковременного командования в Галилее (декабрь 66 — июль 67 гг.), когда он вступил в конфликт со своим завистником Иоанном Гисхальским. Руководствуясь апологетическими задачами, он создает впечатление, что его судьба и судьба Моисея переплелись, поскольку у них были противники со схожими характеристиками, движимые одним и тем же пороком. Более того, Иосиф в обоих повествованиях придерживается определенной последовательности, согласно которой зависть приводит к заговору (ἐπιβουλή), затем к ложным обвинениям (διαβολή) и, наконец, к смуте (στάσις). Он стратегически использовал тему зависти для собственной апологии, чтобы осудить своего врага, Иоанна Гисхальского. Зависть, которую тот испытывал, раскрывала характер человека, который по своим личностным качествам был хуже Иосифа. Иосиф же предстает перед читателями как стоический мудрец, свободный от таких слабостей, как зависть. В то же время автор привлекает внимание к собственному заслуженному успеху, поэтому наличие зависти становится показателем его достижений. Он скрывает собственные негативные действия во время командования в Галилее и пытается направить внимание аудитории на определенный расклад событий, который приведет к обвинению его оппонента.

Ключевые слова:

Иосиф, Корей, Моисей, Иоанн Гисхальский, концепции зависти

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Adams Ch. G. Demosthenes and His Influence. London — Calcutta — Sidney, George G. Harrap & Co., 1927.

Alexander P. S. Retelling the Old Testament. In: D. A. Carson, H. G. M. Williamson (eds). It Is Written: Scripture Citing Scripture: Essays in Honour of Barnabas Lindars. Cambridge, Cambridge University Press, 1988, 99–121.

Atkinson K. The Historical Chronology of the Hasmonean Period in the War and Antiquities of Flavius Josephus: Separating Fact from Fiction in Flavius Josephus Interpretation and History. In: J. Pastor, P. Stern, M. Mor (eds). Flavius Josephus. Interpretation and History. Leiden — Boston, Brill, 2011, 7–27.

Attridge H. W. The interpretation of Biblical history in the Antiquitates Judaicae of Flavius Josephus. Missoula, Scholars Press, 1976.

Barclay J. M. G. (transl., comm.) Flavius Josephus, Translation and Commentary, Vol. 10: Against Apion. Leiden, Brill, 2007.

Bengtson H. Die griechische Polis bei Aeneas Tacticus. Historia 1962, 11, 458–468.

Biale D. Korah in the Midrash: The Hairless Heretic as Hero. Jew. Hist. 2016, 30, 15–28.

Bloch H. Die Quellen des Flavius Josephus in seiner Archäologie. Leipzig, B. G. Teubner, 1879.

Bohrmann M. Flavius Josephus, the Zealots and Yavne. Towards a Reading of The War of the Jews. Bern, Peter Lang, 1994.

Borgen P., Fuglseth K., Skarsten R. (eds) The Philo Index. A Complete Word Index to the Writings of Philo of Alexandria. Grand Rapis, Eerdmans — Leiden, Brill, 2000.

Cairns D. L. The Politics of Envy: Envy and Equality in Ancient Greece. In: D. Konstan, K. N. Rutter (eds). Envy, Spite and Jealousy: The Rivalrous Emotions in Ancient Greece. Edinburgh, Edinburgh University Press, 2003, 235–252.

Calduch-Benages N. The Exodus Traditions in the Book of Ben Sira. In: J. Gärtner, B. Schmitz (eds). Exodus. Rezeptionen in deuterokanonischer und frühjüdischer Literatur. Berlin, de Gruyter, 2016, 117–130.

Cohen S. J. D. Josephus in Galilee and Rome. His Vita and Development as a Historian. Leiden, Brill, 1979.

Damgaard F. Brothers in Arms: Josephus’ Portrait of Moses in the ‘Jewish Antiquities’ in the Light of His Own Self-Portraits in the ‘Jewish War’ and the ‘Life’. JJS 2008, 59, 218–235.

Daube D. Typologie im Werk des Flavius Josephus, München, Verlag der Bayerischen Akademie der Wissenschaften, 1977.

Derrett J. D. M. The Case of Korah Versus Moses Reviewed. JSJ 1993, 24, 59–78.

Diels H., Kranz W. (eds) Die Fragmente der Vorsokratiker. Griechisch und deutsch, Zweiter Band. Berlin, Weidmannsche Verlagsbuchhandlung, 1952.

Eidinow E. Envy, Poison, and Death. Women on Trial in Classical Athens. Oxford, Oxford University Press, 2016.

Elliott J. H. Beware the Evil Eye: the Evil Eye in the Bible and the Ancient World. Volume 2, Greece and Rome. Eugene, Wipf and Stock Publishers, 2016.

Feldman L. H. Josephus and Modern Scholarship (1937–1980). Berlin — New York, de Gruyter, 1984.

Feldman L. H. Josephus’ Portrait of Moses. JQR 1992, 82, 290–326.

Feldman L. H. Josephus’ Portrait of Moses. Part Two. JQR 1993, 83, 7–48.

Feldman L. H. Studies in Hellenistic Judaism. Leiden — New York — Köln, Brill, 1996.

Feldman L. H. Josephus’s Interpretation of the Bible. Berkeley, University of California Press, 1998.

Feldman L. H. (transl., comm.) Flavius Josephus, Vol. 3: Judaean Antiquities 1–4. Translation and Commentary. Boston — Leiden, Brill, 2004.

Feldman L. H. Studies in Josephus’ Rewritten Bible. Atlanta, Society of Biblical Literature, 2005.

Feldman L. H. Judaism and Hellenism Reconsidered. Leiden — Boston, Brill, 2006.

Feldman L. H. Philo’s Portrayal of Moses in the Context of Ancient Judaism. Notre Dame, University of Notre Dame Press, 2007.

Feldman L. H. Philo’s Interpretation of Korah. In: K. E. Pomykala (ed.). Israel in the Wilderness: Interpretations of the Biblical Narratives in Jewish and Christian Traditions. Leiden — Boston, Brill, 2008, 55–70.

Foster G. M. The Anatomy of Envy: A Study in Symbolic Behavior. Curr. Anthropol. 1972, 12, 165–202.

Freese J. H. (transl.) Aristotle. The “Art” of Rhetoric. London, Heimenann, — Cambridge, Harvard University Press, 1947 [1926].

Gallet B. Sur le sens de l’adjectif φθονερός: la ‘jalousie’ des Athéniens dans le Discours contre Leptine (Démosthène XX, § 10, 140 et 164). REA 1990, 92, 45–58.

Gehrke H.-J. Stasis. Untersuchungen zu den inneren Kriegen in den griechischen Staaten des 5. und 4. Jahrhunderts v. Chr. München, C. H. Beck, 1985.

Goodnick B. Korah and His Aspirations. JBQ 2000, 28, 177–181.

Gray R. Prophetic Figures in Late Second Temple Jewish Palestine. The Evidence from Josephus. New York —Oxford, Oxford University Press, 1993.

Gruen E. S. Heritage and Hellenism: The Reinvention of Jewish Tradition. Berkeley — Los Angeles, University of California Press, 1998.

van Henten J. W. Josephus as Narrator. In: E.-M. Becker, J. Rüpke (eds). Autoren in religiösen literarischen Texten der späthellenistischen und der frühkaiserzeitlichen Welt. Zwölf Fallstudien. Tübingen, Mohr Siebeck, 2018, 121–150.

van Henten J. W., Huitink L. Josephus. In: K. De Temmerman, E. van Emde Boas (eds). Characterization in Ancient Greek Literature. Studies in Ancient Greek Narrative, vol. 4. Leiden — Boston, Brill, 2018, 251–270.

Horsley R. A. Power Vacuum and Power Struggle in 66–67 C. E. In: A. M. Berlin, J. A. Overman (eds). The First Jewish Revolt. Archaeology, History, and Ideology. London — New York, Routledge, 2002, 87–109.

Hutton R. R. Korah. In: D. N. Friedman (ed.). Anchor Bible Dictionary, vol. 4. K-N. New York, Doubleday, 1992, 100–101.

Inman J. Josephus’s Blunting of Amalek and Phinehas the Zealot in Jewish Antiquities: A Statement Against Nationalism. Studia Antiqua 2019, 18, 55–69.

Krieger K.-S. Geschichtsschreibung als Apologetik bei Flavius Josephus. Tübingen, Francke Verlag, 1994.

Liddell H. G., Scott R. (eds) An Intermediate Greek-English Lexicon. Oxford, Clarendon Press, 1963 [1889].

Littré É. Dictionnaire de la langue française, vol. 2. Paris, Hachette, 1874.

Lucas A. J. Evocations of the Calf Romans 1:18–2:11 and the Substructure of Psalm 106 (105). Berlin, de Gruyter, 2015.

Mader G. Josephus and the Politics of Historiography. Apologetic and Impression Management in the Bellum Judaicum. Leiden — Boston — Köln, Brill, 2000.

Mason S. Josephus, Daniel, and the Flavian House. In: F. Parente, J. Sievers (eds). Josephus and the History of the Greco-Roman Period. Essays in Memory of Morton Smith. Leiden — New York, Brill, 1994, 161–91.

Mason S. An Essay in Character: The Aim and Audience of Josephus’s Vita. In: F. Siegert, J. U. Kalms (eds). Internationales Josephus-Kolloquium Münster 1997. Vorträge aus dem Institutum Judaicum Delitzschianum. Münster, LIT Verlag, 1998, 31–77.

Mason S. Flavius Josephus on the Pharisees. A Composition-Critical Study. Boston — Leiden, Brill, 2001.

Mason S. (transl., comm.) Flavius Josephus, Life od Josephus. Translation and Commentary. Leiden — Boston, Brill, 2004.

Mason S. John of Gischala and Simon bar Giora from Gerasa. A National Revolt? In: M. Bar-Asher Siegal, J. Ben-Dov (eds). Social History of the Jews in Antiquity. Studies in Dialogue with Albert Baumgarten. Tübingen, Mohr Siebeck, 2021, 87–108.

Michel O., Bauernfeind O. (transl., comm.) Flavius Josephus, De bello Judaico. Der jüdische Krieg. Band I. Darmstadt, Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1959.

Milobenski E. Der Neid in der griechischen Philosophie. Wiesbaden, Otto Harrassowitz, 1964.

Most G. Epinician Envies. In: D. Konstan, K. N. Rutter (eds). Envy, Spite and Jealousy: The Rivalrous Emotions in Ancient Greece. Edinburgh, Edinburgh University Press, 2003, 123–142.

Niehoff M. The Figure of Joseph in Post-Biblical Literature. Leiden — New York — Köln, Brill, 1992.

Niehoff M. R. Josephus and Philo in Rome. In: H. H. Chapman, Z. Rodgers (eds). A Companion to Josephus. Chichester, Wiley Blackwell, 2016, 135-146.

Nikiprowetzky V. Josephus and the Revolutionary Parties. In: L. H. Feldman, G. Hata (eds). Josephus, the Bible, and History. Detroit, Wayne State University Press, 1989, 216–236.

Nikolaou T. Der Neid bei Johannes Chrysostomus unter Berücksichtigung der griechischen Philosophie. Bonn, H. Bouvier u. Co. Verlag, 1969.

Noam V. Shifting Images of the Hasmoneans. Second Temple Legends and Their Reception in Josephus and Rabbinic Literature. Oxford, Oxford University Press, 2018.

Oertelt F. Herrscherideal und Herrschaftskritik bei Philo von Alexandria. Eine Untersuchung am Beispiel seiner Josephsdarstellung in De Josepho und De somniis II. Leiden — Boston, Brill, 2015.

Orian M. Hyrcanus II versus Aristobulus II and the Inviolability of Jerusalem. JSQ 2015, 22, 205–242.

Ortlund D. C. Zeal Without Knowledge: The Concept of Zeal in Romans 10, Galatians 1, and Philippians 3. London — New York, T & T Clark, 2012.

Parrott W. G., Smith R. H. Distinguishing the Experiences of Envy and Jealousy. J. Pers. Soc. Psychol. 1993, 64, 906–919.

Petitfils J. M. Martial Moses in Flavian Rome: Josephus’s Antiquities 2–4 and Exemplary Roman Leadership. JGRChJ 2014, 10, 194–208.

Pichon E. Les vices chez Flavius Josèphe ou le retour à l’animalité. Bulletin de l’Association Guillaume Budé 2004, 2, 111–141.

Price J. J. Jerusalem under Siege. The Collapse of the Jewish State 66–70 C. E. Leiden — New York — Köln, Brill, 1992.

Protasi S. Varieties of Envy. Philos. Psychol. 2016, 29, 535–549.

Rappaport U. John of Gischala: From Galilee to Jerusalem. JJS 1982, 33, 479–493.

Rengstorf K. H. et al. (ed.). A Complete Concordance to Flavius Josephus, vol. IV: Ρ–Ω. Leiden, Brill, 1983.

Rhoads D. M. Israel in Revolution 6–74 C. E. A Political History Based on the Writings of Josephus. Philadelphia, Fortress Press, 1979.

Root B. W. First Century Galilee. A Fresh Examination. Tübingen, Mohr Siebeck, 2014.

Sanders E. ’He Is a Liar, a Bounder, and a Cad’. The Arousal of Hostile Emotions in Attic Forensic Oratory. In: A. Chaniotis (ed.) Unveiling Emotions: Sources and Methods for the Study of Emotions in the Greek World. Stuttgart, Franz Steiner Verlag, 2012, 359–387.

Sanders E. Envy and Jealousy in Classical Athens. A Socio-Psychological Approach. New York, Oxford University Press, 2014.

Schoeck H. Envy. A Theory of Social Behaviour. Indianapolis, Liberty Found, 1987 [1970].

Silver M. M. The History of Galilee 47 BCE to 1260 CE. From Josephus and Jesus to the Crusades. Lanham, Lexington Books, 2021.

Smallwood E. M. The Jews under Roman Rule. From Pompey to Diocletian. A Study in Political Relations. Leiden, Brill, 1976.

Spilsbury P. The Image of the Jew in Flavius Josephus’ Paraphrase of the Bible. Tübingen, Mohr Siebeck, 1998.

Steinlein W. Φθόνος und verwandte Begriffe in der älteren griechischen Literatur. Diss., Erlangen, 1944.

Sterling G. S. A Man of the Highest Repute. Did Josephus Know the Writings of Josephus? SPhA 2013, 25, 101–113.

Thackeray H. St. J. (transl.) Josephus, Vol. II. The Jewish War. Books I–III with an English Translation. Cambridge, Harvard University Press, — London, Heinemann, 1989 [1927].

Thackeray H. St. J. (transl.) Josephus, Vol. IV. Jewish Antiquities, Books I–IV with an English Translation. Cambridge, Harvard University Press, — London, Heinemann, 1995 [1930].

Thackeray H. St. J., Marcus R. (transl.) Josephus, Vol. V. Jewish Antiquities, Books V–VIII with an English Translation. Cambridge, Harvard University Press, — London, Heinemann, 1988 [1934].

Tuval M. From Jerusalem Priest to Roman Jew. On Josephus and the Paradigms of Ancient Judaism. Tübingen, Mohr Siebeck, 2013.

Vassar J. S. Recalling a Story Once Told. An Intertextual Reading of the Psalter and the Pentateuch. Macon, Mercer University Press, 2007.

Villalba Varneda P. The Early Empire. In: G. Marasco (ed.). Political Autobiographies and Memoirs in Antiquity. A Brill Companion. Leiden — Boston, Brill, 2011, 315–362.

Walcot P. Envy and the Greeks. A study of human behavior. Warminster, Aris & Phillips, 1978.

Winterling A. Polisbegriff und Stasistheorie des Aeneas Tacticus. Zur Frage der Grenzen der griechischen Polisgesellschaften im 4. Jahrhundert v. Chr. Historia 1991, 40, 193–229.

Wolff A. De Flavii Iosephi belli Iudaici scriptoris studiis rhetoricis. Halle, Wischan und Burkhardt, 1908.

Wright B. G. The Use and Interpretation of Biblical Tradition in Ben Sira’s Praise of the Ancestors. In: G. Xeravits, J. Zsengellér (eds). Studies in the Book of Ben Sira. Papers of the Third International Conference on the Deuterocanonical Books, Shime‘on Centre, Pápa, Hungary, 18–20 May, 2006. Leiden, Brill, 2008, 183–207.

Загрузки

Опубликован

10.10.2024

Как цитировать

Bejda, W. (2024). Rhetorical and Strategic Meaning of “Envy” (φθόνος) in Josephus. Examples of Korah and John of Gischala. Philologia Classica, 19(1), 19–36. https://doi.org/10.21638/spbu20.2024.102

Выпуск

Раздел

Graecia antiqua