The Aristotelian Conception of δύναμις in Arendt’s Understanding of Power

Авторы

  • Ekaterina S. Iurina Русская христианская гуманитарная академия им. Ф. М. Достоевского, Российская Федерация, 191011, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 15А https://orcid.org/0009-0008-4196-5008

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu20.2023.213

Аннотация

Ханна Арендт, один из самых значительных политических теоретиков и философов ХХ в., не раз поднимала вопрос о власти. В своей книге Vita Activa, или О деятельной жизни она определяет власть, четко отличая ее от силы, мощи и насилия, и привлекает аристотелевскую концепцию δύναμις в качестве обоснования. Поскольку власть для Арендт — это способность действовать сообща в политическом пространстве, ее понимание этого феномена напрямую соотносится с δύναμις у Аристотеля. Для того чтобы пролить свет на идеи Арендт и отделить власть от насилия как ее крайнего проявления, необходимо рассмотреть аристотелевский термин δύναμις в его оригинальных значениях, встречающихся по преимуществу в Метафизике. Цель данной статьи — представить философский анализ δύναμις Аристотеля для прояснения арендтовского понятия власти, которое исследовательница кладет в основу своей теории действия. В первой части статьи обсуждаются античные смыслы слова δύναμις: власть, возможность, мощь, способность и сила. В отличие от такого словоупотребления Аристотель использовал δύναμις в паре с термином ἐνέργεια, поэтому они часто переводятся на русский язык как .возможность. и .действительность.. Аристотель считал δύναμις началом изменения, т. е. способностью действовать и претерпевать, каковая достигает своей цели в действительности, или в ἐνέργεια. Во второй части статьи демонстрируется, что концепция власти Арендт восходит к аристотелевскому понятию δύναμις, истолкованному в качестве силы действовать в общих интересах, лишенной накопительного свойства и проявляющейся только в момент своего осуществления. В заключении делается вывод, что власть, понятая в аристотелевском смысле, не может сводится к насилию, напротив, она представляет собой способность человека действовать вместе с другими, а значит, быть существом политическим.

Ключевые слова:

власть, δύναμις, Аристотель, Ханна Арендт, способность, возможность

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Arendt H. The Human Condition. Chicago, University of Chicago Press, 1998.

Arendt H. On Violence. San Diego — New York — London, A Harvest, HBJ Book, 1970.

Beere J. Doing and Being. An Interpretation of Aristotle’s Metaphysics Theta. Oxford, Oxford University Press, 2009.

Chantraine P. (ed.) Dictionnaire étymologique de la langue grecque. Histoire des mots. Paris, Klinksieck, 1968.

Gendlin E. T. Line by Line Commentary on Aristotle’s De Anima, Books I & II. New York, Focusing Institute, 2012.

Kontos P. The Myth of Performativity: From Aristotle to Arendt and Taminiaux, in: V. M. F.ti & P. Kontos (eds), Phenomenology and the Primacy of the Political: Essays in Honor of Jacques Taminiaux. Dordrecht, Springer, 2017, 233–251.

Makin S. (comm.) Aristotle Metaphysics Book. Oxford, Clarendon Press, 2006.

Polansky R. (comm.) Aristotle’s De Anima. Cambridge, Cambridge University Press, 2007.

Ross W. D. (ed.) Aristotelis De Anima. Oxonii, E Typographeo Clarendoniano, 1956.

Ross W. D. (ed., comm.) Aristotle’s Metaphysics. Vol. I. Oxford, Clarendon Press, 1975 [1924].

Ross W. D. (ed., comm.) Aristotle’s Metaphysics. Vol. II. Oxford, Clarendon Press, 1975 [1924].

Ross W. D. (ed., comm.) Aristotle. Parva Naturalia. Oxford, Clarendon Press, 2000 [1955].

Ross. W. D. (ed.) Aristotelis Politica. Oxonii, E Typographeo Clarendoniano, 1992 [1957].

Загрузки

Опубликован

30.12.2023

Как цитировать

Iurina, E. S. (2023). The Aristotelian Conception of δύναμις in Arendt’s Understanding of Power. Philologia Classica, 18(2), 329–338. https://doi.org/10.21638/spbu20.2023.213

Выпуск

Раздел

Antiquitas perennis