Whom did Plato Mean in the Parable of ‘Gigantomachia over Being’ (Sophist 246a4 ff.)?
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu20.2023.201Аннотация
Мифопоэтическая притча о «гигантомахии за бытие» в «Софисте» Платона (246a4 ff.) не является ни теоретической конструкцией, схематически отображающей некие общие тенденции, ни отсылкой к какой-то одной современной дискуссии, например между Академией Платона и атомистами в 4 в. до н. э. Спор о природе бытия описан как грандиозная битва эпического масштаба (ἄπλετος μάχη) между двумя лагерями, как спор о фундаментальной проблеме философии, который всегда существовал (ἀεὶ συνέστηκεν) и продолжается до сих пор. В пользу отождествления двух лагерей прежде всего с ионийской и италийской традициями в доплатоновской философии говорит противопоставление «ионийских и италийских Муз» (Ἰάδες καὶ Σικελικαὶ Μοῦσαι) в предшествующем контексте Soph. 242de. Неспособные к диалогу бескомпромиссные «гиганты» — это ионийские физики от Анаксимандра до Демокрита, а их «небесные» противники, сводящие бытие (οὐσία) к нематериальным формам, — это пифагорейцы, элеаты и академики, а также Сократ, отвергающий ионийскую περὶ φύσεως ἱστορία в «Федоне» Платона и принимающий теорию идей в «Государстве» и «Федре». «Исправленные» гиганты второго поколения — это метафизические дуалисты типа Анаксагора и Эмпедокла, допускающие наряду с материей бестелесные первопричины, такие как Разум и Любовь, а также ионийские софисты и Антисфен, сочетавшие онтологический натурализм с учением о добродетели. Сходная схема развития теорий первоначал наличествует в Альфе «Метафизики» Аристотеля: от «признававших одни только материальные причины» — к тем, кто одновременно признавал бестелесные движущие начала бытия.
Ключевые слова:
Платон, «гигантомахия за бытие», «Софист»
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Philologia Classica» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.