Whom did Plato Mean in the Parable of ‘Gigantomachia over Being’ (Sophist 246a4 ff.)?

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu20.2023.201

Аннотация

Мифопоэтическая притча о «гигантомахии за бытие» в «Софисте» Платона (246a4 ff.) не является ни теоретической конструкцией, схематически отображающей некие общие тенденции, ни отсылкой к какой-то одной современной дискуссии, например между Академией Платона и атомистами в 4 в. до н. э. Спор о природе бытия описан как грандиозная битва эпического масштаба (ἄπλετος μάχη) между двумя лагерями, как спор о фундаментальной проблеме философии, который всегда существовал (ἀεὶ συνέστηκεν) и продолжается до сих пор. В пользу отождествления двух лагерей прежде всего с ионийской и италийской традициями в доплатоновской философии говорит противопоставление «ионийских и италийских Муз» (Ἰάδες καὶ Σικελικαὶ Μοῦσαι) в предшествующем контексте Soph. 242de. Неспособные к диалогу бескомпромиссные «гиганты» — это ионийские физики от Анаксимандра до Демокрита, а их «небесные» противники, сводящие бытие (οὐσία) к нематериальным формам, — это пифагорейцы, элеаты и академики, а также Сократ, отвергающий ионийскую περὶ φύσεως ἱστορία в «Федоне» Платона и принимающий теорию идей в «Государстве» и «Федре». «Исправленные» гиганты второго поколения — это метафизические дуалисты типа Анаксагора и Эмпедокла, допускающие наряду с материей бестелесные первопричины, такие как Разум и Любовь, а также ионийские софисты и Антисфен, сочетавшие онтологический натурализм с учением о добродетели. Сходная схема развития теорий первоначал наличествует в Альфе «Метафизики» Аристотеля: от «признававших одни только материальные причины» — к тем, кто одновременно признавал бестелесные движущие начала бытия.

Ключевые слова:

Платон, «гигантомахия за бытие», «Софист»

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Bluck R. S., Neal G. C. Plato’s Sophist. Manchester, 1975.

Bossi B., Robinson Th. M. (eds). Plato’s Sophist revisited. Berlin, Walter de Gruyter, 2013.

Brown L. Innovation and continuity. The battle of gods and giants. Sophist 245–249, in: J. Gentzler (ed.) Method in Ancient philosophy. Oxford, Oxford University Press, 1998, 181–207.

Cornford F. M. Plato’s theory of knowledge. London, Kegan Paul, Trench, Trübner & Co., 1935.

Crivelli P. Plato’s account of falsehood. A study of the Sophist. Cambridge, Cambridge University Press, 2012.

Fossheim H., Songe-Moeller V., Agontes K. (eds). Philosophy as drama. Plato’s thinking through dialogue. London — New York, Bloomsbury Academic, 2019.

Gill M. L. Philosophos. Plato’s missing dialogue. Oxford, Oxford University Press, 2012.

Guthrie W. K. C. A history of Greek philosophy. Vol. V. Cambridge, Cambridge University Press, 1978.

Huffman C. A. The Philolaic Method: The Pythagoreanism behind the Philebus, in: A. Preus (ed.) Essays in Ancient Greek Philosophy VI: Before Plato. Albany, State University of New York Press, 67–85.

Hülsz E. Plato’s Ionian Muses: Sophist 242 d–e, in: B. Bossi, Th. M. Robinson (eds). Plato’s Sophist revisited. Berlin, Walter de Gruyter, 2013, 103–116.

Laks A. The concept of Presocratic philosophy. Princeton and Oxford, Princeton University Press, 2018.

Larsen J. K. Gods, giants and philosophers: on being, education and dialogue in Plato’s Sophist 245e6–249d5, in: H. Fossheim, V. Songe-Moeller, K. Agontes (eds). Philosophy as drama. Plato’s thinking through dialogue. London — New York, Bloomsbury Academic, 2019, 107–122.

Lebedev A. V. Xenophanes on the Immutability of God. A Neglected Fragment in Philo Alexandrinus. Hermes. Zeitschrift für Klassische Philologie 2000, 128, 385–391.

Lebedev A. V. The Logos of Heraclitus: A Reconstruction of his Word and Thought (With a New Critical Edition of the Fragments). St Petersburg, Nauka Publ., 2014 (in Russian).

Lebedev A. V. Parmenides. ΑΝΗΡ ΠΥΘΑΓΟΡΕΙΟΣ: Monistic Idealism (Mentalism) in Archaiс Greek Metaphysics. Indo-European linguistics and classical philology 2017, 20, 493–536.

Lebedev А. V. Epicharmus on god as mind (ΝΟΟΣ). A neglected fragment in Stobaeus. (With some remarks on early Pythagorean metaphysics and theology). Aristeas: philologia classica et historia antiqua 2017, 16, 13–27.

Lebedev A. V. Idealism (Mentalism) in Early Greek Metaphysics and philosophical theology. Indo-European linguistics and classical philology 2019, 23, 651–704.

Lebedev A. V. The Authorship of the Derveni Papyrus, A Sophistic Treatise on the Origin of Religion and Language: A Case for Prodicus of Ceos, in: Ch. Vassallo (ed.) Presocratics and Papyrological Tradition. Berlin — Boston, De Gruyter, 20192, 491–606.

Lebedev A. V. Democritus on Iranian magi and ancient religion: a quotation from Avesta (Yt I. 7) in Democritus’ fragment 580 Luria (= B30 DK). Indo-European linguistics and classical philology 2020, 24, 129–150.

Lebedev A. V. Anaximander and the scientific revolution in Miletus in sixth century B. C., in: Indo-European linguistics and classical philology 2022, 24, 688–769.

Lebedev A. V. The Aegean origin and early history of the Greek doctrines of reincarnation and immortality of the soul (Epimenides, Pherecydes, Pythagoras, and Onomacritus’ Orphica), in: N. Bogdanovich. Myth, ritual, literature. Festschrift for N. V. Braginskaia. Moscow, HSE University Publ., 2023, 238–299.

McCabe M. M. Plato and his predecessors. The dramatization of reason. Cambridge, Cambridge University Press, 2000.

Notomi N. The unity of Plato’s Sophist. Cambridge, Cambridge University Press, 1999.

Palmer J. Plato’s reception of Parmenides. Oxford, Oxford University Press, 1999.

Politis V. The Argument for the Reality of Change and Changelessness in Plato’s Sophist, in: F.-G. Herrmann, S. Büttner (eds). New Essays on Plato. Swansea, Classical Press of Wales, 2006, 149–175.

Taylor A. E. Plato. The man and his work. London, Methuen and Co., 1955.

Vassallo Chr. The Presocratics at Heraculaneum. A study of early Greek philosophy in the Epicurean tradition. Berlin — Boston, De Gruyter, 2021.

Загрузки

Опубликован

30.12.2023

Как цитировать

Lebedev, A. V. (2023). Whom did Plato Mean in the Parable of ‘Gigantomachia over Being’ (Sophist 246a4 ff.)?. Philologia Classica, 18(2), 154–169. https://doi.org/10.21638/spbu20.2023.201

Выпуск

Раздел

Graecia antiqua