Ὦ μωρῆς παιδίον: schedae ineditae ex ms. Vat. Pal. Gr. 92 (Pars prior)

Авторы

  • Gonzalo Jerez Sánchez Университет Аристотеля в Салониках, Греция, 54124, Салоники, Университетский кампус https://orcid.org/0000-0003-0087-515X

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu20.2023.108

Аннотация

В Византийской империи существовала давняя традиция образовательных практик, в том числе схедографии. Она стала популярной в X веке и продолжала культивироваться до XIX века, достигнув пика в XIII веке. В конце XIX века ученые начали проявлять интерес к этим текстам. Затем, в середине XX века, были предприняты попытки исследовать этот тип текстов как особый вид паралитературной продукции, заслуживающий внимания. В XXI веке появились издания различных схедографических сборников. Схедографические тексты представляют собой очень специфический тип текстов и не вписываются в обычную издательскую практику по нескольким причинам. Они принадлежат к культуре, в которой чтение осуществлялось иначе, чем мы делаем это сегодня. В отличие от других видов литературной продукции, предназначенных для чтения про себя, схедографические тексты писались для чтения вслух, с использованием пунктуации и акцентов, непривычных для современного читателя. К тому же они предназначались для обучения, а не для развлечения, и, как правило, не обладали эстетической ценностью. Наконец, эти тексты появляются в коллекциях самого разного происхождения. Поэтому во многих случаях мы не знаем даже их первоначального контекста, что затрудняет их интерпретацию и понимание. В статье публикуются 23 схедографических текста из рукописи Vat. Pal. Gr. 92. Эта рукопись состоит из 239 листов и была сделана в последние 20 лет XIII века в Южной Италии. Рукопись содержит более 425 схед. В отличие от других паратекстов, используемых в школах, рукопись включает глоссы с формами народного греческого языка, например использование σπίτι для ‘дома’. Полное издание рукописи позволит обнаружить больше выражений, подобных этому, что внесет вклад в наши знания об образовании в целом и преподавании древнегреческого языка в частности в период Византийской империи. Оставшихся неопубликованными 29 текстов будут представлены во второй части данной статьи. Насмешливое выражение, вынесенное в заглавие, ὦ μωρῆς παιδίον, является схедографическим вариантом выражения ὀμμ’ ὀρεῖς (глоссированного как ἐγείρεις) παιδίον, включенного в одну из впервые публикуемых здесь схед.

Ключевые слова:

схедография, обучение древнегреческому, византийская филология, византийская школа, ms. Vat. Pal. Gr. 9

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Agapitos P. Anna Komnene and the politics of schedographic training and colloquial discourse. Νέα ῾Ρώμη 2013 (2014), 10, 89–107.

Agapitos P. Learning to read and write a schedos: the verse dictionary of Par. gr. 400, apud: P. Odorico, S. Efthymiadis et Io. Polemis (eds) Pour une po.tique de Byzance: Hommage à Vassilis Katsaros. Dossiers Byzantins 16, Paris 2015, 11–24.

Agapitos P. New Genres in the Twelfth Century: The schedourgia of Theodore Prodromos. Medioevo Greco 2015, 15, 1–41.

Agapitos P. John Tzetzes and the blemish examiners: a Byzantine teacher on schedography, everyday language and writerly disposition. Medioevo Greco 2017, 17, 1–57.

Browning R. Il codice Marciano Gr. XI. 31 e la schedografia bizantina, apud: R. Avesani (ed.) Miscellanea Marciana di Studi Bessarionei. Padova, Antenore, 1976, 21–34.

Eco U. Lector in fabula. La cooperazione interpretativa nei testi narrativi. Bompiani, 1979.

Efthymiadis S. Question and Answers, apud: A. Kaldellis, N. Siniossoglou (eds) The Cambridge intellectual history of Byzantium. Cambridge, Cambridge University Press, 2017, 47–62.

Fryde E. The Early Palaeologan Renaissance (1261 — c. 1360). Leiden, Brill, 2000.

Gallavotti C. Nota sulla schedografia di Moscopulo e suoi precedenti fino a Teodoro Prodromo. Bollettino dei Classici 1983, III 4, 3–35.

Gaul N. Performative Reading in the Late Byzantine Theatron, apud: T. Shawcross, I. Toth (eds) Reading in the Byzantine Empire and Beyond. Cambridge, Cambridge University Press, 2018, 215–234.

Gaul N. Thomas Magistros und die spätbyzantinische Sophistik: Studien zum Humanismus urbaner Eliten in der frühen Palaiologenzeit. Wiesbaden, Harrassowitz Verlag, 2011.

Kaldellis A. (ed., transl.) Laonikos Chalkokondyles: The Histories. Harvard, Dumbarton Oaks Medieval Library, 2014.

Kaldellis A. Hellenism in Byzantium The Transformations of Greek Identity and the Reception of the Classical Tradition. Cambridge, Cambridge University Press, 2008.

Kaldellis A., Siniossoglou N. (eds) The Cambridge intellectual history of Byzantium. Cambridge, Cambridge University Press, 2017.

Keaney J. J. Moschopulea. Byzantinische Zeitschrift 1971, 64 (2), 303–321.

Lappa-Zizika, E., Rizou-Kouroupou, M. Κατάλογος ἑλληνικῶν χειρογράφων τοῦ Μουσείου Μπενάκη (10ος-16ος αἰώνας). Ἀθήνα, Benaki Museum — Institut de Recherche et d’ Histoire des Textes (C. N. R. S.), 1991.

Marciniak P. Byzantine Theatron: A Place of Performance?, apud: M. Grünbart (ed.) Theatron: Rhetorische Kultur in Spätantike und Mittelalter = Rhetorical Culture in Late Antiquity and the Middle Ages. Berlin; New York, De Gruyter, 2007, 277–285.

Nousia F. Byzantine Textbooks of the Palaeologan Period. Civitas Vaticana, Biblioteca Apostolica Vaticana, 2016.

Nousia F. The Transmission and Reception of Manuel Moschopoulos’ Schedography in the West, apud: F. Ciccolella, L. Silvano (eds) Teachers, Students, and Schools of Greek in the Renaissance. Leiden, Brill, 2017, 1–25.

Pérez Martín I. (ed., transl.) Manuel Chrysoloras: Elogio de las dos Romas. Reus, Rhemata, 2022.

Pérez Martín I., Signes Codoñer J. (eds) Textual Transmission in Byzantium Between Textual Criticism and Quellenforschung, Turnhout, Brepols, 2014.

Polemis Io. Προβλήματα τῆς βυζαντινῆς σχεδογραφίας. Ἑλληνικά 1995, 45, 277–302.

Robins R. H. Epimerismoi and schedographia: teaching methods, apud: Robins R. H. The Byzantine Grammarians. New York; Berlin, De Gruyter, 1993, 125–148.

Schirò G. La schedografia a Bisanzio nei secoli 11–12 e la scuola dei SS. XL Martiri, Bollettino della Badia di Grottaferrata 1949, 3.1, 12–29.

Skarveli-Nikolopoulou A. Μαθηματάρια τῶν Ἑλληνικῶν σχολείων κατὰ τὴν τουρκοκρατία: Διδασκόμενα κείμενα, σχολικά προγράμματα, διδακτικὲς μέθοδοι: Συμβολὴ στὴν ἱστορία τῆς νεοελληνικῆς παιδείας. Ἀθήνα, Σύλλογος πρὸς διάδοσιν ὠφελίμων βιβλίων, 1993.

Toth I. Rhetorical Theatron in Late Byzantium: The Example of Palaiologan Imperial Orations, apud: M. Grünbart (ed.) Theatron: Rhetorische Kultur in Spätantike und Mittelalter = Rhetorical Culture in Late Antiquity and the Middle Ages. Berlin; New York, De Gruyter, 2007, 429–448.

Treu M. Antistoichien. Sprachliche Scherze des Planudes. Byzantinische Zeitschrift 1896, 5, 337–338.

Vassis Io. Graeca sunt, non leguntur. Zu den schedographischen Spielereien des Theodoros Prodromos. Byzantinische Zeitschrift 1993/1994, 86/87, 1–19.

Vassis Io. Τῶν νέων φιλολόγων παλαίσματα: Ἡ συλλογὴ σχεδῶν τοῦ κώδικα Vaticanus Palatinus gr. 92. Ἑλληνικά 2002, 52, 37–68.

Vassis Io., Kotzabassi S., Polemis Io. A Byzantine Textbook of the Palaeologan Period. The Schedographic Collection of MS Laurentianus 56.17. Parekbolai 2019, 9, 33–182.

Zagklas N. Experimenting with Prose and Verse in Twelfth-Century Byzantium: A Preliminary Study. Dumbarton Oaks Papers 2017, 71, 229–248.

Загрузки

Опубликован

04.08.2023

Как цитировать

Jerez Sánchez, G. (2023). Ὦ μωρῆς παιδίον: schedae ineditae ex ms. Vat. Pal. Gr. 92 (Pars prior). Philologia Classica, 18(1), 80–98. https://doi.org/10.21638/spbu20.2023.108

Выпуск

Раздел

Antiquitas perennis