Four Hooves and a Horn: How (Not) to Poison Alexander the Great

Авторы

  • Isidora Tolić Университет Белграда, Философский факультет, Республика Сербия, 11000, Белград, Чика Любина, 18–20 https://orcid.org/0000-0002-1803-2073

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu20.2022.206

Аннотация

Некоторые античные авторы передают загадочную историю о попытке убить Александра Македонского посредством яда или ядовитой воды, находящейся в странном сосуде — в копыте коня, мула или осла. Цитируя Каллимаха и Филона Парадоксографа, Порфирий Тирский дает повод поверить, что упоминание сосудов, изготовленных из копыт, является неправильным толкованием чаш, сделанных из рога, или, иными словами, рогов для питья. Предполагая, что сосуд, о котором идет речь, действительно был рогом для питья, получаем необычную картину: Александр скончался, выпив ядовитой воды из рога животного, лишенного рогов. Можно проследить развитие этой легенды и догадаться о ее происхождении, изучив общие черты двух различных традиций. Это греческая легенда о реке Стикс и ее смертоносной воде и индоиранская традиция о чудесных свойствах рога единорога, засвидетельствованная в иранских, индийских и греческих источниках. Изучив релевантные тексты, мы заключаем, что рог из истории Филона представлял собой легендарный дар индийских правителей, предназначенный для спасения Александра Македонского от разного рода опасностей. Последовательное искажение превратило сказочный «оберег» в орудие убийства. Автор статьи доказывает, таким образом, два тезиса: 1) история, рассказанная Порфирием в Styg. 375F, является частью индоиранской традиции о единорогах и их чудесных свойствах; и 2) легенда об отравлении представляет собой трансформированную и неверно истолкованную историю о поднесенном царю спасительном даре.

Ключевые слова:

река Стикс, единорог, царский дар, индоиранская традиция, Александр Македонский, парадоксография

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Agostini, D., Thorpe S. (eds, transl.) The Bundahišn. The Zoroastrian Book of Creation. Oxford, OUP, 2020.

van Buitenen J. A. B. (transl., comm.) Mahabharata: The Book of the Assembly Hall, the Book of the Forest. Chicago, Chicago University, 1975.

Casevitz M. (ed.), Jost M. (transl., comm.) Pausanias. Description de la Grèce. Tome VIII, livre VIII — L’Arcadie. Paris, Les Belles Lettres, 22002.

Ettinghausen R. The Unicorn. Washington, Freer Gallery, 1950.

García Valdés M., Llera Fueyo L. A., Rodríguez-Noriega Guillén L. (eds) Claudius Aelianus. De natura animalium. Berolini et Novi Eboraci, De Gruyter, 2009.

Gaselee S. (ed., transl.) Longus: Daphnis and Chloe. Parthenius. London — New York, William Heinemann, G. P. Putnam’s Sons, 1916.

Geldner K. F. (ed.) Avesta, the Sacred Books of the Parsis. Stuttgart, W. Kohlhammer, 1896.

Heckel W. Who’s Who in the Age of Alexander and his Successors: From Chaironeia to Ipsos (338–301 BC) . Philadelphia, Casemate, 2021.

Hooper Davis W. (ed., transl.) Marcus Porcius Cato — On Agriculture. Marcus Terentius Varro — On Agriculture. Cambridge — London, HUP, William Heinemann, 1934.

Hornblower S., Pelling C. (eds) Herodotus Histories Book VI. Cambridge, CUP, 2017.

Jones C. P. (ed., transl.) Philostratus. Life of Apolonius of Tyana (I–IV) . Cambridge — London, HUP, 2014.

Kroll W. Historia Alexandri Magni — Pseudo Callisthenes. Recensio vetusta. Hildesheim, Weidmann, 42005.

Lenfant D. (ed., transl., comm.) Ctésias de Cnide. La Perse. L’Inde. Autres fragments. Paris, Les Belles Lettres, 2004.

Mayor, A., Hayes, A. The Deadly Styx River and the Death of Alexander. Princeton/Stanford Working Papers in Classics 2011, 1–30.

Most G. W. (ed., transl.) Hesiod. Theogony. Works and Days. Cambridge — London, HUP, 2006.

Nichols A. (intr., transl., comm.) Ctesias on India. London, Bloomsbury, 2011.

Panaino A. Between Mesopotamia and India. Some Remarks about the Unicorn Cycle in Iran, in: R. M. Whiting (ed.) Mythology and Mythologies. Methodological Approaches to Intercultural Influences. Helsinki, University of Helsinki, 2001, 149–179.

Perrin B. (ed., transl.) Plutarch Lives: Demosthenes and Cicero. Alexander and Caesar. Cambridge — London, HUP, William Heinemann, 41967.

Pinault G. J. The Legend of the Unicorn in the Tocharian Version. Journal of the International Association of Buddhist Studies 2015, 38, 191–222.

Puhvel J. Comparative Mythology. Baltimore — London, Johns Hopkins UP, 1987.

Robson Iliff E. (ed., transl.) Arrian. Anabasis Alexandri (V–VII), Indica. Cambridge — London, HUP, William Heinemann,1966.

Runia D. Philonic Nomenclature. Studia Philonica Annual 1994, 6, 1–27.

Smith A. (ed.) Porphyrii Philosophi fragmenta. Studgardiae — Lipsiae, Teubner, 1993.

Suda On Line: Byzantine Lexicography. S. v. Νύμφις (nu 598): http://www.cs.uky.edu/~raphael/sol/sol-cgibin/search.cgi (accessed: 22.06.2022).

Tagliatesta F. Iconography of the Unicorn from India to Italian Middle Ages. East and West 2007, 57 (1), 175–191.

Whitney W. D. (transl., comm.), Lanman Ch. R. (rev., ed.) Atharva-Veda Saṃhitā. First Half. Cambridge, HUP, 1904.

Загрузки

Опубликован

30.12.2022

Как цитировать

Tolić, I. . (2022). Four Hooves and a Horn: How (Not) to Poison Alexander the Great. Philologia Classica, 17(2), 269–276. https://doi.org/10.21638/spbu20.2022.206

Выпуск

Раздел

Graecia antiqua

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)