Стихотворение А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» и его финальные строки в свете гармонии

Авторы

  • Олег Натанович Гринбаум Санкт-Петербургский государственный университет

Аннотация

В работе рассмотрены вопросы восприятия стихотворения Пушкина «Памятник», которые затрагивают центральный аспект его изучения — соотнесенность ритма и смысла конкретного поэтического текста в их неразрывном гармоническом единстве. Наш ритмико-гармонический анализ не поддерживает мнение С. М. Бонди о последнем четверостишии как о «наиболее мрачных и грустных строках» стихотворения. Вполне осознавая возможность разных подходов и интерпретаций текста, нам все же представляется, что последние строки стихотворения Пушкина, который всегда был чужд «натугу вдохновенья», отражают то гармоническое состояние и тот душевный настрой поэта, которые есть необходимое условие творения прекрасного. Эмоциональную характеристику завершающей строфы «Памятника», если ее рассматривать безотносительно к дальнейшей трагической судьбе поэта, вряд ли целесообразно уплотнять до дилеммы «мрачно — радостно». Наш анализ подтверждает правоту тех слов М. П. Алексеева, в которых признается возможность появления стихотворения Пушкина в результате свободного, естественного и непреднамеренного процесса — успокаивающего сердце.

Ключевые слова:

А. С. Пушкин, поэтический текст, гармонический анализ, ритм, содержание

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Литература

Алексеев М. П. Стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Л. : Наука, 1967.

Белый А. Ритм как диалектика и «Медный Всадник». М. : Федерация, 1929.

Белый А. О ритмическом жесте // Структура и семиотика художественного текста. Тарту, 1981. С. 132–139 (Учен. зап. Тартуского ун-та. Вып. 515).

Бонди С. М. О Пушкине. М. : Художественная литература, 1978.

Брюсов В. Стихотворная техника Пушкина // Брюсов В. Собр. соч. : в 7 т. Т. 7. М. : Художественная литература, 1975.

Виноградов В. В. Стиль Пушкина. М. : Художественная литература, 1941.

Гегель. Соч. М. : Мысль, 1968.

Гринбаум О. Н. Гармония строфического ритма в эстетико-формальном измерении. СПб. : СПбГУ, 2000.

Гринбаум О. Н. Эстетико-формальное стиховедение : Методология. Аксиоматика. Результаты. Гипотезы. СПб. : СПбГУ, 2001.

Гринбаум О. Н. Ритмика стиха как имманентный фактор суггестивного воздействия // Пушкин и Калиостро : Внушение в искусстве и в жизни человека. СПб. : КПО «Пушкинский проект», 2004. С. 136–156.

Гринбаум О. Н. Основы математико-гармонического анализа поэтических текстов : учеб. пособие. СПб. : СПбГУ, 2013.

Дуров В. С. Избр. статьи о римской литературе. СПб. : СПбГУ, 2013.

Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М. : Правда, 1990.

Лосев А. Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. М. : Искусство, 1965.

Марков В. Ф. О свободе в поэзии. СПб. : Изд-во Чернышева, 1994.

Пушкин А. С. Полн. собр. соч. : в 16 т. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1937–1959.

Розанов В. В. О писательстве и писателях. М. : Республика, 1995.

Словарь языка поэзии : (Образный арсенал русской лирики конца XVIII — начала XX в.). М. : АСТ, 2004.

Ходасевич В. Ф. Собр. соч. : в 4 т. Т. 1. М. : Согласие, 1996.

Хоромин Н. Я. (сост.) Энциклопедия мысли. М. : Просвещение, 1994.

Шенгели Г. Два «Памятника» : Сравнительный разбор стихотворений Пушкина и Брюсова. Пг., 1918.

Эткинд Е. Г. Разговор о стихах. М. : Детская литература, 1970.

References

Alekseev M.P. Stikhotvorenie Pushkina “Ya pamyatnik sebe vozdvig nerukotvornyy” [Pushkin’s poem “I am a monument erected without hands”]. Leningrad, Nauka Publ., 1967.

Belyy A. Ritm kak dialektika i “Mednyy Vsadnik” [Rhythm as dialectics and “The bronze Horseman”]. Moscow, Federatsiya Publ., 1929.

Belyy A. O ritmicheskom zheste [About rhythmic gesture]. Struktura i semiotika khudozhestvennogo teksta [ The Structure and semiotics of the artistic text]. (Uchen. zap. Tartuskogo un-ta. Vol. 515). Tartu, 1981. S. 132–139.

Bondi S.M. O Pushkine [About Pushkin]. Moscow, Khudozhestvennaya literature Publ., 1978.

Bryusov V. Stikhotvornaya tekhnika Pushkina [Pushkin’s poetic technique]. In: Bryusov V. Sobranie sochineniy [Works]: in 7 vols. Vol. 7. Moscow, Khudozhestvennaya literatura Publ., 1975.

Vinogradov V.V. Stil’ Pushkina [The Style of Pushkin]. Moscow, Khudozhestvennaya literatura Publ., 1941.

Gegel’. Sochineniya [Works]. Moscow, Mysl’ Publ., 1968.

Grinbaum O.N. Garmoniya stroficheskogo ritma v estetiko-formal'nom izmerenii [The harmony of the strophic rhythm in the aesthetic-formal measurement]. Saint Petersburg, SPbGU Publ., 2000.

Grinbaum O.N. Estetiko-formal’noe stikhovedenie: Metodologiya. Ak-siomatika. Rezul’taty. Gipotezy [The aesthetic-formal prosody: Methodology. Axiomatics. Results. Hypothesis]. Saint Petersburg, SPbGU Publ., 2001.

Grinbaum O.N. Ritmika stikha kak immanentnyy faktor suggestivnogo vozdeystviya [The rhythm of the verse as an inherent factor of suggestion]. Pushkin i Kaliostro: Vnushenie v iskusstve i v zhiz-ni cheloveka [Pushkin and Cagliostro: an inspiration in art and in life]. Saint Petersburg, KPO “Pushkinskiy proekt” Publ., 2004. S. 136–156.

Grinbaum O.N. Osnovy matematiko-garmonicheskogo analiza poeticheskikh tekstov [The foundations of mathematics-harmonic analysis of poetic texts]. Saint Petersburg, SPbGU Publ., 2013.

Durov V. S. Izbrannyie stat’i o rimskoy literature [Featured articles about Roman literature]. Saint Petersburg, SPbGU Publ.,2013.

Losev A.F. Iz rannikh proizvedeniy [From the early works]. Moscow, Pravda Publ., 1990.

Losev A.F., Shestakov V.P. Istoriya esteticheskikh kategoriy [The history of aesthetic categories]. Moscow, Is-kusstvo Publ., 1965.

Markov V.F. O svobode v poezii [On freedom in poetry]. Saint Petersburg, Chernyshev Publ., 1994.

Pushkin A.S. Polnoie sobranie sochineniy [Complete Works]: in 16 vols. Moscow, AN SSSR Publ., 1937–1959.

Rozanov V.V. O pisatel’stve i pisatelyakh [About writing and writers]. Moscow, Respublika Publ., 1995.

Slovar’ yazyka poezii: (Obraznyy arsenal russkoy liriki kontsa XVIII — nachala XX v.) [Dictionary of the language of poetry: (Figurative arsenal of Russian poetry of the late XVIII — early XX century]. Moscow, AST Publ., 2004.

Khodasevich V.F. Sobranie sochineniy [Works]: in 4 vols. Vol. 1. Moscow, Soglasie Publ., 1996.

Khoromin N.Ya. (sost.) Entsiklopediya mysli [Encyclopedia of thoughts]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1994.

Shengeli G. Dva «Pamyatnika»: Sravnitel’nyy razbor stikhotvoreniy Pushkina i Bryusova [Two “Monument”: a comparative analysis of the poems of Pushkin and Briusov]. Petrograd, 1918.

Etkind E.G. Razgovor o stikhakh [A conversation about poetry]. Moscow, Detskaya literatura Publ., 1970.

Загрузки

Опубликован

10.12.2015

Как цитировать

Гринбаум, О. (2015). Стихотворение А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» и его финальные строки в свете гармонии. Philologia Classica, 10, 284–302. извлечено от https://philclass.spbu.ru/article/view/7620

Выпуск

Раздел

Miscellanea