Климент Александрийский как создатель христианской философской прозы

Авторы

  • Александр Юрьевич Братухин Пермский государственный национальный исследовательский университет

Аннотация

Первым христианским автором, создавшим произведения, которые могли бы восприниматься читателями-язычниками как настоящие философские трактаты, был Климент Александрийский. О том, что он ставил перед собой именно такую задачу, свидетельствуют, кроме стиля и содержания его трудов, формальные признаки. К ним относятся соответствующий псевдоним создателя «Стромат», названия его основных трудов, повторяющие названия сочинений античных авторов (Προτρεπτικός, Στρωματεῖς), вступления к этим трудам, отсылающие к Платону и Пиндару. И кольцевая композиция «Увещевания» и «Педагога», и свободная «Стромат» свидетельствуют о литературных амбициях Климента. Александрийский богослов исправляет библейские цитаты, ориентируясь на классические образцы.

Ключевые слова:

Климент Александрийский, аллюзия, реминисценция, древнегреческая литература, ранние Отцы Церкви, стиль

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Литература

Афонасин Е. В. «Строматы» Климента Александрийского // Климент Александрийский. Строматы. Т. 1 / изд. подг. Е. В. Афонасин. СПб. : Изд-во Олега Абышко, 2003.

Большаков А. П. Раннехристианские апологии: происхождение и содержание // Древний Восток и античный мир : труды кафедры истории Древнего мира исторического факультета МГУ. Вып. 5. М. : Эко-Пресс–2000, 2002. С. 125–139.

Вдовиченко А. В. Дискурс — текст — слово : статьи по истории, библеистике, лингвистике, философии языка. М. : Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского института, 2002.

Доддс Э. Р. Язычник и христианин в смутное время : Некоторые аспекты религиозных практик в период от Марка Аврелия до Константина / пер. с англ. А. Д. Пантелеева, А. В. Петрова ; общ. ред. Ю. С. Довженко. СПб. : Изд. центр «Гуманитарная академия», 2003.

Behr J. Asceticism and anthropology in Irenaeus and Clement. London : Oxford University Press, 2000.

Brambillasca G. Citations de l’Écriture Sainte et des auteurs classiques dans le Προτρεπτικὸς πρὸς Ἕλληνας de Clément d’Alexandrie // Studia patristica. 1972. Vol. 11. Part 2. P. 8–12.

Butterworth G. W. Clement of Alexandria's «Protrepticus» and the «Phaedrus» of Plato // The Classical Quarterly. 19161. Vol. 10. № 4. P. 198–205.

Butterworth G. W. Clement of Alexandria and art // The Journal of Theological studies. 19162. Vol. 17. № 65. P. 68–76.

Butterworth G. W. The deification of man in Clement of Alexandria // The Journal of Theological Studies. 19163. Vol. 17. № 67. P. 157–169.

Gregory C. R. Canon and text of the New Testament. New York, 1907.

Itter A. C. Esoteric teaching in the Stromateis of Clement of Alexandria. Leiden; Boston : Brill, 2009.

Karavites P. Evil, freedom, and the road to perfection in Clement of Alexandria. Leiden ; Boston ; Köln : Brill, 1999.

Lattey C. The deification of man in Clement of Alexandria: some further notes // The Journal of Theological Studies. 1916. Vol. 17. № 67. P. 257–262.

Méhat A. Étude sur les “Stromates” de Clément d’Alexandrie. Paris : Editions du Seuil, 1966.

Prunet O. La morale de Clément d’Alexandrie et le Nouveau Testament. Paris : Presses Universitaires de France, 1966.

Schneider U. Theologie als christliche Philosophie : Zur Bedeutung der biblischen Botschaft im Denken des Clemens von Alexandria. Berlin ; New York : Walter de Gruyter, 1999.

Titus E. L. The motivation of changes made in the New Testament text by Justin Martyr and Clement of Alexandria. Chicago, 1945.

Tsermoulas J. M. Die Bildersprache des Klemens von Alexandrien. Kairo : Buchdruckerei Safarowsky, 1934.

Wagner W. Another look at the literary problem in Clement of Alexandria’s major writings // Church history. 1968. Vol. 37. № 3. P. 251–260.

References

Afonasin E.V. «Stromaty» Klimenta Aleksandriyskogo [“Stromata” by Clement of Alexandria]. In: Kliment Aleksandriyskiy. Stromaty [Stromata]. Vol. 1, ed. prepared by E.V. Afonasin. Saint Petersburg, Oleg Abyshko Publ., 2003.

Bol’shakov A.P. Rannekhristianskie apologii: proiskhozhdenie i soderzhanie [Early Christian apologetics: origins and content]. Drevniy Vostok i antichnyy mir: trudy kafedry istorii Drevnego mira istoricheskogo fakul’teta MGU [Ancient East and Classical World: Proceedings of the Department of Ancient History, Historical Faculty of Moscow State University]. Vol. 5. Moscow, Eko-Press–2000 Publ., 2002. S. 125–139.

Vdovichenko A.V. Diskurs — tekst — slovo: stat’i po istorii, bibleistike, lingvistike, filosofii yazyka [Discourse — text — word: Articles on history, Biblical studies, linguistics, philosophy of language]. Moscow, Pravoslavnyy Svyato-Tikhonovskiy Bogoslovskiy institut Publ., 2002.

Dodds E.R. Yazychnik i khristianin v smutnoe vremya: Nekotorye aspekty religioznykh praktik v period ot Marka Avreliya do Konstantina [Pagan and Christian in the time of troubles: Some aspects of religious practice in the period from Marcus Aurelius to Constantine], transl. from Eng. By A.D. Panteleev, A.V. Petrov; gen. ed. by Yu.S. Dovzhenko. Saint Petersburg, Gumanitarnaya akademiya Publ., 2003.

Behr J. Asceticism and anthropology in Irenaeus and Clement. London, Oxford University Press, 2000.

Brambillasca G. Citations de l’Écriture Sainte et des auteurs classiques dans le Προτρεπτικὸς πρὸς Ἕλληνας de Clément d’Alexandrie. Studia patristica. 1972. Vol. 11. Part 2. Pp. 8–12.

Butterworth G.W. Clement of Alexandria’s «Protrepticus» and the «Phaedrus» of Plato. The Classical Quarterly. 19161. Vol. 10. No. 4. Pp. 198–205.

Butterworth G.W. Clement of Alexandria and art. The Journal of Theological studies. 19162. Vol. 17. No. 65. Pp. 68–76.

Butterworth G.W. The deification of man in Clement of Alexandria. The Journal of Theological Studies. 19163. Vol. 17. № 67. Pp. 157–169.

Gregory C.R. Canon and text of the New Testament. New York, 1907.

Itter A.C. Esoteric teaching in the Stromateis of Clement of Alexandria. Leiden; Boston, Brill, 2009.

Karavites P. Evil, freedom, and the road to perfection in Clement of Alexandria. Leiden; Boston; Köln, Brill, 1999.

Lattey C. The deification of man in Clement of Alexandria: some further notes. The Journal of Theological Studies. 1916. Vol. 17. No. 67. Pp. 257–262.

Méhat A. Étude sur les “Stromates” de Clément d’Alexandrie. Paris, Editions du Seuil, 1966.

Prunet O. La morale de Clément d’Alexandrie et le Nouveau Testament. Paris, Presses Universitaires de France, 1966.

Schneider U. Theologie als christliche Philosophie: Zur Bedeutung der biblischen Botschaft im Denken des Clemens von Alexandria. Berlin; New York, Walter de Gruyter, 1999.

Titus E.L. The motivation of changes made in the New Testament text by Justin Martyr and Clement of Alexandria. Chicago, 1945.

Tsermoulas J.M. Die Bildersprache des Klemens von Alexandrien. Kairo, Buchdruckerei Safarowsky, 1934.

Wagner W. Another look at the literary problem in Clement of Alexandria’s major writings. Church history. 1968. Vol. 37. No. 3. Pp. 251–260.

Загрузки

Опубликован

10.12.2015

Как цитировать

Братухин, А. (2015). Климент Александрийский как создатель христианской философской прозы. Philologia Classica, 10, 96–108. извлечено от https://philclass.spbu.ru/article/view/7532

Выпуск

Раздел

I. Древнегреческий язык и литература

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)