Беотийский ном

Авторы

  • Нина Александровна Алмазова Санкт-Петербургский государственный университет

Аннотация

Создание беотийского кифародического нома приписывалось легендарному Терпандру — следовательно, все сведения о номах Терпандра (архаическая простота, семичастная структура, нарративный сюжет, эпический размер, обращенность к богам) применимы и к нему. Аристофан (Ach. 14) засвидетельствовал его исполнение на агонах кифаредов в V в. до н. э., а Посидипп из Пеллы (58 Austin — Bastianini) — на собраниях девушек (очевидно, культового характера) в III в. до н. э. Все это подтверждает изначально ритуальный характер нома. Из того, что он звучал на состязаниях, скорее всего, следует, что «беотийский ном» — видовое название произведений с определенными параметрами, а не название одной пьесы, приписываемой Терпандру. О том, какие это были параметры, позволяет судить фрагмент из неизвестной драмы Софокла (fr. 966): за спокойным, безмятежным началом следовало все большее напряжение (что, вероятнее всего, достигалось постепенным усилением звука и нарастанием скорости — crescendo и accelerando). Название «беотийский» нуждается в объяснении. Толкование его на основании пассажа Аристофана как «песни про бычка» неприемлемо. Представление о национальном беотийском колорите музыки противоречит представлению об авторстве лесбосца Терпандра. По всей вероятности, сначала ном был приписан Терпандру благодаря общему стилистическому сходству с другими архаическими номами, и лишь позже несоответствие было осознано. Зенобий (2, 65) предполагает, что сюжет нома был связан с событиями беотийской мифической истории — в частности, с мифом об Эдипе. Возможно, название было присвоено всей категории по одному, наиболее прославленному ному, который считали Терпандровым и который обладал примечательным свойством постепенного нарастания напряжения — именно эта особенность вызвала подражание и легла в основу новой разновидности. В таком случае ном-«образец» мог обладать беотийским музыкальным колоритом и быть написан на сюжет фиванского цикла (или любой другой мифологический сюжет, где действие развивается в Беотии), но подражатели, возможно, не сохранили эту особенность.

Ключевые слова:

древнегреческая музыка, номы, беотийский ном

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Литература

Almazova N. On the meaning of αὐλῳδία, αὐλῳδός // Hyperboreus. 2008. Vol. 14. Fasc. 2. P. 5–34.

Austin C., Bastianini G. (ed.) Posidippi Pellaei quae supersunt omnia. Milano : LED, 2002.

Barker A. Greek Musical Writings. I : The Musician and his Art. Cambridge : Cambridge University Press, 1984.

Barker A. The Music of Olympus // Quaderni Urbinati di Cultura Classica. 2011. Vol. n. s. 99. Fasc. 3. P. 43–58.

Bastianini G., Gallazzi C. Posidippo di Pella, Epigrammi (P. Mil. Vogl. VIII 309) / con la collaborazione di C. Austin. Milano : Edizioni Universitarie di Lettere, Economia, Diritto, 2001. (Papiri dell’Università degli Studi di Milano. Vol. VIII).

Bentley R. Opuscula philologica. Lipsiae, 1781.

Bergk Th. Poetae lyrici Graeci. Pars III : Poetae melici. 4th ed. Lipsiae : Teubner, 1914.

Blaydes F. H. M. (ed.) Aristophanis Comoediae… Pars VII : Acharnenses. Halis Saxonum : in Orphanotrophei Libraria, 1887.

Cohl L. Zu den Paroemiographen // Breslauer philologische Abhandlungen. 1887. Bd II, 2.

Croiset A. Histoire de la Littérature grecque. T. 2 : Lyrisme — Premiers prosateurs. Hérodote. 3rd ed. Paris : Fontemoing et Cie, 1914.

Davison J. A. Notes on the Panathenaia // Journal of Hellenic Studies. 1958. Vol. 78. P. 23–42.

Dignas B. Posidippus and the Mysteries : Epitymbia Read by the Ancient Historian // Labored in Papyrus Leaves : Perspectives on an Epigram Collection Attributed to Posidippus (P. Mil. Vogl. VIII 309) / ed. by B. Acosta-Hughes, E. Kosmetatou, M. Baumbach. Harvard : Center for Hellenic Studies, Trustees for Harvard University, 2004. P. 177–186.

Flach J. Geschichte der griechischen Lyrik, von nach den Quellen dargestellt. Bd II. Tübingen, 1884.

Gardiner E. N. Greek Athletic Sports and Festivals. London : Macmillan, 1910.

Goldhill S. Donne musiciste e società ellenistica // Etnomusicologia storica del mondo antico / per R. Leydi ; a cura di D. Restani. Ravenna : Longo Editore, 2006. P. 63–81.

Gomperz Th. Nachlese zu den Bruchstücken der griechischen Tragiker : kritische und exegetische Bemerkungen // Sitzungsberichte der Akademie der Wissenschaften . Philos.-Hist. Klasse. 1888. Bd 116. S. 3–52.

Gostoli A. Terpander. Roma : Ediz. dell’Ateneo, 1990.

Guhrauer H. Der pythische Nomos : Eine Studie zur griechischen Musik-Geschichte // Jahrbücher für Classische Philologie. 1875/1876. Supplbd. VIII. S. 309–351.

Kotsidu H. Die musischen Agone der Panathenäen in archaischer und klassischer Zeit : Diss. München : Tuduv, 1991.

Langfester M. Aristoph. Ach. 13 f. // Rheinisches Museum für Philologie. 1970. Bd 113. S. 93–94.

Luppe W. Zum Aristophanes-Kommentar P. Flor.112/Nr. 63 Austin // Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik. 1978. Bd 28. S. 161–164.

Mastromarco G. (ed.) Commedie di Aristofane. Vol. I. Torino : Utet, 1983.

Mommsen A. Heortologie : Antiquarische Untersuchungen über die städtischen Feste der Athener. Leipzig, 1864 (Nachdr. Amsterdam : B. R. Grüner, 1968).

Müller A. (ed.) Aristophanis Acharnenses. Hannoverae : G. Ruempler, 1863.

Müller K. O. Geschichte der griechischen Litteratur bis auf das Zeit Alexanders. 4. Aufl. Bd I. Stuttgart, 1882.

Obbink D. Posidippus on Papyri Then and Now // Labored in Papyrus Leaves : Perspectives on an Epigram Collection Attributed to Posidippus (P. Mil. Vogl. VIII 309) / ed. by B. Acosta-Hughes, E. Kosmetatou, M. Baumbach. Harvard : Center for Hellenic Studies, Trustees for Harvard University, 2004. P. 16–28.

Olson C. D. (ed.) Aristophanes. Acharnians. Oxford : Oxford University Press, 2002.

Pearson A. C. The Fragments of Sophocles, edited with additional notes from the papers of Sir R. C. Jebb and Dr. W. G. Headlam. Vol. III. Cambridge : Cambridge University Press, 1917.

Preuner E. Amphiaraia and Panathenaia // Hermes. 1922. Bd 57. P. 80–106.

Radt S. (ed.) Tragicorum Graecorum fragmenta (TrGF). Vol. 4 : Sophocles. Göttingen : Vandenhoeck & Ruprecht, 1977.

Ribbeck W. (Hrsg.) Die Acharner des Aristophanes : Griechisch und Deutsch mit kritischen und erklärenden Anmerkungen und einem Anhang über die dramatischen Parodien bei den attischen Komikern. Leipzig : B. G. Teubner, 1864.

Roesch P. L’aulos et les aulètes en Béotie // Boiotika : Vorträge vom 5. Internationalen Böotien-Kolloquium / hrsg. von H. Beister, J. Buckler. München : Editio Maris, 1989. S. 203–214. (Münchener Arbeiten zur alten Geschichte. Bd 2).

Rutherford W. G. A Chapter in the History of Annotation Being Scholia Aristophanica. Vol. 3. London ; New York : Macmillan, 1905 (repr.: New York ; London : Routledge, 1987).

Rutherford I. Pindar’s Paeans : A Reading of the Fragments with a Survey of the Genre. Oxford : Oxford University Press, 2001.

Schmid W., Stählin O. Geschichte der griechischen Literatur. 1. Teil. Bd 1. München : C. H. Beck, 1929.

Shapiro H. A. Mousikoi Agones : Music and Poetry at the Panathenaia // Goddess and Polis : The Panathenaic Festival in Ancient Athens / ed. by J. Neils. Princeton : Princeton University Press, 1992. P. 53–76.

Starkie W. J. M. (ed.) The Acharnians of Aristophanes, with Introduction, English prose translation, Critical notes and Commentary. London : Macmillan & Co., 1909 (repr. Amsterdam : Adolf M. Hakkert, 1968).

Thumb A. Handbuch der griechischen Dialekte. 1. Teil / erweiterte Aufl. von E. Kieckers. Heidelberg : Carl Winter, 1932.

Van Leeuwen J. (ed.) Aristophanis Acharnenses cum prolegomenis et commentariis. Lugduni Batavorum : A. W. Sijthoff, 1901 (repr.: Leiden : Sijthoff, 1968).

Vos M. F. Aulodic and Auletic Contests // Enthousiasmos : Essays on Greek and Related Pottery Presented to J. M. Hemelrijk / H. A. G. Brijder, A. A. Dukker, C. W. Neeft (eds.) Amsterdam : Allard Pierson Museum, 1986. P. 121–130.

Welcker F. G. Nachtrag zur Aeschyleischen Trilogie Prometheus … Frankfurt, 1826.

West M. L. Ancient Greek Music. Oxford : Oxford University Press, 1992.

Wilamowitz-Moellendorff U. von. Timotheos, Die Perser. Leipzig : J. C. Hinrichs’sche Buchh., 1903 (Nachdr.: Hildesheim : Olms, 1973).

Woodard R. D. Greek Dialects // The Ancient Languages of Europe / ed. By R. D. Woodard. Cambridge : Cambridge University Press, 2008.

References

Almazova N. On the meaning of αὐλῳδία, αὐλῳδός. Hyperboreus, 2008. Vol. 14. Fasc. 2. Pp. 5–34.

Austin C., Bastianini G. (ed.) Posidippi Pellaei quae supersunt omnia. Milano, LED, 2002.

Barker A. Greek Musical Writings. I: The Musician and his Art. Cambridge, Cambridge University Press, 1984.

Barker A. The Music of Olympus. Quaderni Urbinati di Cultura Classica. 2011. Vol. n. s. 99. Fasc. 3. Pp. 43–58.

Bastianini G., Gallazzi C. Posidippo di Pella, Epigrammi (P. Mil. Vogl. VIII 309), con la collaborazione di C. Austin. (Papiri dell’Università degli Studi di Milano. Vol. VIII). Milano, Edizioni Universitarie di Lettere, Economia, Diritto, 2001.

Bentley R. Opuscula philologica. Lipsiae, 1781.

Bergk Th. Poetae lyrici Graeci. Pars III: Poetae melici. 4th ed. Lipsiae, Teubner, 1914.

Blaydes F.H.M. (ed.) Aristophanis Comoediae… Pars VII: Acharnenses. Halis Saxonum, in Orphanotrophei Libraria, 1887.

Cohl L. Zu den Paroemiographen. Breslauer philologische Abhandlungen. 1887. Bd II, 2.

Croiset A. Histoire de la Littérature grecque. T. 2: Lyrisme — Premiers prosateurs. Hérodote. 3rd ed. Paris, Fontemoing et Cie, 1914.

Davison J.A. Notes on the Panathenaia. Journal of Hellenic Studies. 1958. Vol. 78. Pp. 23–42.

Dignas B. Posidippus and the Mysteries, Epitymbia Read by the Ancient Historian. Labored in Papyrus Leaves, Perspectives on an Epigram Collection Attributed to Posidippus (P. Mil. Vogl. VIII 309), ed. by B. Acosta-Hughes, E. Kosmetatou, M. Baumbach. Harvard, Center for Hellenic Studies, Trustees for Harvard University, 2004. Pp. 177–186.

Flach J. Geschichte der griechischen Lyrik, von nach den Quellen dargestellt. Bd II. Tübingen, 1884.

Gardiner E.N. Greek Athletic Sports and Festivals. London, Macmillan, 1910.

Goldhill S. Donne musiciste e società ellenistica. Etnomusicologia storica del mondo antico, per R. Leydi, a cura di D. Restani. Ravenna, Longo Editore, 2006. Pp. 63–81.

Gomperz Th. Nachlese zu den Bruchstücken der griechischen Tragiker, kritische und exegetische Bemerkungen. Sitzungsberichte der Akademie der Wissenschaften <Wien>. Philos.-Hist. Klasse. 1888. Bd 116. S. 3–52.

Gostoli A. Terpander. Roma, Ediz. dell’Ateneo, 1990.

Guhrauer H. Der pythische Nomos, Eine Studie zur griechischen Musik-Geschichte. Jahrbücher für Classische Philologie. 1875/1876. Supplbd. VIII. S. 309–351.

Kotsidu H. Die musischen Agone der Panathenäen in archaischer und klassischer Zeit. Diss. München, Tuduv, 1991.

Langfester M. Aristoph. Ach. 13 f. Rheinisches Museum für Philologie. 1970. Bd 113. S. 93–94.

Luppe W. Zum Aristophanes-Kommentar P. Flor.112 / Nr. 63 Austin. Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik. 1978. Bd 28. S. 161–164.

Mastromarco G. (ed.) Commedie di Aristofane. Vol. I. Torino, Utet, 1983.

Mommsen A. Heortologie, Antiquarische Untersuchungen über die städtischen Feste der Athener. Leipzig, 1864. (Nachdr. Amsterdam, B.R. Grüner, 1968).

Müller A. (ed.) Aristophanis Acharnenses. Hannoverae, G. Ruempler, 1863.

Müller K.O. Geschichte der griechischen Litteratur bis auf das Zeit Alexanders. 4. Aufl. Bd I. Stuttgart, 1882.

Obbink D. Posidippus on Papyri Then and Now. Labored in Papyrus Leaves, Perspectives on an Epigram Collection Attributed to Posidippus (P. Mil. Vogl. VIII 309) , ed. by B. Acosta-Hughes, E. Kosmetatou, M. Baumbach. Harvard, Center for Hellenic Studies, Trustees for Harvard University, 2004. Pp. 16–28.

Olson C.D. (ed.) Aristophanes. Acharnians. Oxford, Oxford University Press, 2002.

Pearson A. C. The Fragments of Sophocles, edited with additional notes from the papers of Sir R.C. Jebb and Dr. W.G. Headlam. Vol. III. Cambridge, Cambridge University Press, 1917.

Preuner E. Amphiaraia and Panathenaia. Hermes. 1922. Bd 57. Pp. 80–106.

Radt S. (ed.) Tragicorum Graecorum fragmenta (TrGF) . Vol. 4: Sophocles. Göttingen, Vandenhoeck & Ruprecht, 1977.

Ribbeck W. (Hrsg.) Die Acharner des Aristophanes: Griechisch und Deutsch mit kritischen und erklärenden Anmerkungen und einem Anhang über die dramatischen Parodien bei den attischen Komikern. Leipzig, B.G. Teubner, 1864.

Roesch P. L’aulos et les aulètes en Béotie. Boiotika: Vorträge vom 5. Internationalen Böotien-Kolloquium, hrsg. von H. Beister, J. Buckler. (Münchener Arbeiten zur alten Geschichte. Bd 2). München, Editio Maris, 1989. S. 203–214.

Rutherford W.G. A Chapter in the History of Annotation Being Scholia Aristophanica. Vol. 3. London; New York, Macmillan, 1905. (Repr.: New York; London, Routledge, 1987).

Rutherford I. Pindar’s Paeans, A Reading of the Fragments with a Survey of the Genre. Oxford, Oxford University Press, 2001.

Schmid W., Stählin O. Geschichte der griechischen Literatur. 1. Teil. Bd 1. München, C.H. Beck, 1929.

Shapiro H. A. Mousikoi Agones: Music and Poetry at the Panathenaia. Goddess and Polis, The Panathenaic Festival in Ancient Athens, ed. by J. Neils. Princeton, Princeton University Press, 1992. Pp. 53–76.

Starkie W.J.M. (ed.) The Acharnians of Aristophanes, with Introduction, English prose translation, Critical notes and Commentary. London, Macmillan & Co., 1909. (Repr.: Amsterdam, Adolf M. Hakkert, 1968).

Thumb A. Handbuch der griechischen Dialekte. 1. Teil, erweiterte Aufl. Von E. Kieckers. Heidelberg, Carl Winter, 1932.

Van Leeuwen J. (ed.) Aristophanis Acharnenses cum prolegomenis et commentariis. Lugduni Batavorum, A.W. Sijthoff, 1901. (Repr.: Leiden, Sijthoff, 1968).

Vos M.F. Aulodic and Auletic Contests. Enthousiasmos: Essays on Greek and Related Pottery Presented to J.M. Hemelrijk, ed. by H.A.G. Brijder, A.A. Dukker, C.W. Neeft. Amsterdam, Allard Pierson Museum, 1986. Pp. 121–130.

Welcker F.G. Nachtrag zur Aeschyleischen Trilogie Prometheus … Frankfurt, 1826.

West M.L. Ancient Greek Music. Oxford, Oxford University Press, 1992.

Wilamowitz-Moellendorff U. von. Timotheos, Die Perser. Leipzig, J.C. Hinrichs’sche Buchh., 1903. (Nachdr.: Hildesheim, Olms, 1973).

Woodard R.D. Greek Dialects. The Ancient Languages of Europe, ed. by R.D. Woodard. Cambridge, Cambridge University Press, 2008.

Загрузки

Опубликован

10.12.2015

Как цитировать

Алмазова, Н. (2015). Беотийский ном. Philologia Classica, 10, 7–30. извлечено от https://philclass.spbu.ru/article/view/7491

Выпуск

Раздел

I. Древнегреческий язык и литература

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)