Von der Universalität der Liebe und den ewigen Unwahrheiten der Geschichte. Antikerezeption in den Gedichten von Aleksej Cvetkov

  • Marion Rutz Universität Passau, Lehrstuhl für Slavische Literaturen und Kulturen, D-94030 Passau, Deutschland

Аннотация

Обозрения имеющихся исследований о рецепции античности в русской литературе обнаруживают пространства, мало или вовсе не затронутые наукой. Вне поля зрения остается, например, почти вся постсоветская литература. Между тем, античность для современной русской поэзии остается более чем актуальной и по-новому проблематизируется. Статья рассматривает в вышеозначенной перспективе (отражения античности на современном культурном и историческом фоне) творчество известного поэта советского андеграунда и русского зарубежья Алексея Цветкова (*1947), ставшего после более чем десятилетнего молчания и возвращения в большую литературу в 2001–2006 гг. одним из важнейших представителей современной русской поэзии. Античные темы в поэзии Цветкова центральны. Около двадцати его текстов концентрируются на античности. В статье подробно анализируются три стихотворения: «латынь», «домашнее чтение» и «рассказ очевидца». В них, как и в других своих произведениях, фокусирующихся на античных — будь то мифических или исторических — сюжетах, Цветков размышляет о возможности проникновения классической древности в современность и жизнеспособности античной литературы. Подобные темы можно было бы назвать затертыми, однако автор умеет по-своему концептуализировать известный материал и вписать его в контекст современности. Разбираемые в статье стихи заострены на спорности традиционного восприятия известнейших античных сюжетов. Разрабатываются проблематичные с сегодняшней точки зрения — учитывая громадность традиции — темы: Троя, Фермопилы, империалистический проект Александра. Цветков связывает участь Каллисфена, историографа Александра, с жертвами сталинизма и (с отсылкой к польской литературе) с трагедией Варшавского восстания.

Ключевые слова:

Алексей Цветков, античное наследие в современной русской поэзии

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Литература

Cvetkov A. Sbornik p‘es dlia zhizni solo [a collection of pieces for solo life]. Ann Arbor, Ardis, 1978 (in Russian)

Cvetkov A. Sostoianie sna [a state of sleep]. Ann Arbor, Ardis, 1981. (in Russian)

Cvetkov A. Еdem [Eden]. Ann Arbor, Ardis, 1985. (in Russian)

Cvetkov A. Divno molvit’ [wonderful to utter]. St. Petersburg, Pushkinskii fond, 2001. (in Russian)

Cvetkov A. Prosto golos [just a voice]. Moscow, Nezavisimaia gazeta, 2002. (in Russian)

Cvetkov A. Shekspir otdykhaet [Shakespeare at rest]. St. Petersburg, Pushkinskii fond, 2006. (in Russian)

Cvetkov A. Latyn’ [latin]. Znamja 2007a, 1, 94–99. (in Russian)

Cvetkov A. Imena liubvi [names of love]. Moscow, Novoe izdatel’stvo, 2007b. (in Russian)

Cvetkov A. Rovnyi veter [the even wind]. Moscow, Novoe izdatel’stvo, 2008. (in Russian)

Cvetkov A. Skazka na noch’ [bedtime story]. Moscow, Novoe izdatel’stvo, 2010a. (in Russian)

Cvetkov A. Detektor smysla [sense detector]. Moscow, ARGO-RISK — Knizhnoe obozrenie, 2010b. (in Russian)

Cvetkov A. Ontologicheskie napevy [ontological tunes]. New York, Ailuros, 2012. (in Russian) http://www.elenasuntsova.com/tsvetkov (06.03.2018).

Cvetkov A. Salva veritate. New York, Ailuros, 2013, http://www.elenasuntsova.com/tsvetkov_salva_veritate (06.03.2018). (in Russian)

Cvetkov A. Vse eto, ili Eto vse. Sobranie stikhotvorenii v dvukh tomakh [all that or is that all. A Collection of Poems in Two Volumes]. New York, Ailuros, 2015, http://www.elenasuntsova.com/tsvetkov_all_of_it (06.03.2018). (in Russian)

Cvetkov A. Iz raznykh avtorov i iazykov [from various authors]. Inostrannaia literatura 2017, 5, http://maga- zines.russ.ru/inostran/2017/5/iz-raznyh-avtorov-i-yazykov.html (04.03.2018). (in Russian)

Cvetkov A., Skvorcov, A. „Nado ne gordit’sia, a znat’...“ [“One must not be proud of, but know] [Interview]. Voprosy literatury 2007, 3, 239–251. (in Russian)

Chagi S. K. K voprosu o poeticheskoi distopii: „Post aetatem nostram” Iosifa Brodskogo [On Poetic Dystopia: Post aetatem nostram by Iosif Brodskii], in: O. I. Glazunova (ed.) Iosif Brodskii v XXI veke (I. Brodskii in 20th century). St. Petersburg, Filologicheskii fakul’tet SPGU, 2010, 177–181. (in Russian)

Cypilёva P.A. Retseptsiia antichnoi kul’tury v tvorcheskom soznanii Ars. Tarkovskogo, A.Kushnera, S.Stratanovskogo [The Reception of Ancient Culture in Creative Consciousness of Ars. Tarkovskii, A. Kushner, S. Stratanovskii] [avtoreferat]. Tomsk, 2016. (in Russian)

Frajlich A. The Legacy of Ancient Rome in the Russian Silver Age. Amsterdam — New York, Rodopi, 2007.

Gilhaus L. (Übers., Komm.). Fragmente der Historiker: Die Alexanderhistoriker [FGrHist 117–153]. Stuttgart, Anton Hirsemann, 2017.

Golodnikov L.V.(sost.). Antiсhnost’ v russkoi poėzii (XVIII–nachalo XX veka) [Antiquity In Russian Poetry (XVIII-early XX cent.)]. St. Petersburg, IC „Gumanitarnaia Akademiia”, 2012 (in Russian).

Gresta E. Il poeta è la folla. Quattro autori moscoviti: Vsevolod Nekrasov, Lev Rubinštejn, Michail Ajzenberg, Aleksej Cvetkov. Bologna, CLUEB, 2007.

Gvozdeva T. B. (sost.). Mir antichnosti v zerkale russkoi poezii: antologiia. T. 1: mifologiia [The World of Antiquity in the Mirror of Russian Poetry]. Moscow, Literaturny institut im. A.M.Gor’kogo, 2014. (in Russian).

Hardwick L. Reception Studies. Oxford, Oxford UP, 2003.

Ioffe G.Z. Iz vospominanii ob akademike I. I. Mintse: ,,Ostal’noe vam dast sovetskaia vlast’“ [From the Memories of the Academician Minc. The Soviet Power uill Supply The Rest.]. Otechestvennaia istoriia, 2004, 4, 152–158. (in Russian)

Knabe G. S. (ed.). Antichnoe nasledie v kul’ture Rossii [Ancient Heritage In Russian Culture]. Moscow, RNII kul’turnogo i prirodnogo naslediia, 1996. (in Russian)

Krüger P. Etzels Halle und Stalingrad. Die Rede Görings vom 30.1.1943. Die Nibelungen. Sage — Epos — Mythos. Hg. von J. Heinzle, K. Klein, U. Obhof. Wiesbaden, Reichert, 2003. 375–403.

Levitsky A. Tsvetkov Aleksei. Handbook of Russian Literature. Ed. by V. Terras. New Haven — London, Yale UP, 1985, 487.

Mal’chukova T.G., Dechtjarenok A.B., Nilova A.Ju. (eds). Klassitsizm i neoklassitsizm v russkoi literature XVIII–XIX vv. Petrozavodsk, Izd. PetrGU, 2011. (in Russian)

Martirosova Torlone Z. Russia and the Classics: Poetry’s Foreign Muse. London, Duckworth, 2009.

Möllendorff P.von, Simonis A., Simonis L.(Hg.) Historische Gestalten der Antike. Rezeption in Literatur, Kunst und Musik. Stuttgart — Weimar, J. B. Metzler, 2013.

Poljakov Ju. A. Iz vospominanii ob akademike I. I. Mintse: rovesnik epokhi [From the Memories of the Academician Minc: Coeval the epoch]. Otechestvennaia istoriia 2004, 4, 144–152.

Plutarch. Sravnitel‘nye zhizneopisaniia. V trekh tomakh. Tom 2. Izd. Podgotovili M.E.Grabar’-Passek i S.P.Markiš. Moskva, Izd-vo AN SSR, 1963, http://publ.lib.ru/ARCHIVES/P/PLUTARH/_Plutarh. html 002 (19.04.2018). (in Russian)

Plutarch. Fünf Doppelbiographien. Griechisch und Deutsch. Übers. von K. Ziegler und W. Wuhrmann, ausgew. von M. Fuhrmann. Bd. 1. Darmstadt, WBG, 1994.

Riedel V. Antikerezeption in der deutschen Literatur vom Renaissance-Humanismus bis zur Gegenwart. Eine Einführung. Stuttgart — Weimar, J. B. Metzler, 2000.

Smith G. S. Aleksej Cvetkov’s Lost Paradise. Slavic and East European Journal 1986, 30/4, 541–552.

Seidensticker B., Habermehl P. Unterm Sternbild des Hercules. Antikes in der Lyrik der Gegenwart. Frankfurt a. M. — Leipzig, Insel, 1996.

Skvorcov A. Ė. Vospriiatie antichnosti v poezii Iosifa Brodskogo i Alekseia Tsvetkova [The Reception of Antiquity in the Poetry of Iosif Brodskij and Alexei Cvetkov]. Russkaia sopostavitel‘naia filologiia: sostoianie i perspektivy. Еd. by K. R. Galiullina. Kazan’, Izd. Kazan. Universiteta, 2004, 324–326. (in Russian)

Skvorcov A. Ė. Nesvoevremennaia sovremennost‘ (O poezii Alekseia Tsvetkova) [Untimely Modernity (On the Poetry of Alexei Cvetkov)]. Znamja 2008, 8, 189–193. (in Russian)

Skvorcov A.Ė. Retseptsiia i transformatsiia poeticheskoi traditsii v tvorchestve O. Chukhontseva, A.Cvetkova i S.Gandlevskogo [avtoreferat]. [Reception and Transformation of Poetic Tradition in the Work of O. Čuchoncev, A. Cvetkov and S. Gandlevskii]. Kazan’, 2011. (in Russian)

Tacho-Godi A. A. et al. (eds). Muzy u zerkala: antichnye motivy v russkoi literature [The Muses and the Mirrors: ancient motifs In Russian Literature]. Moscow, Novyi chronograf, 2015. (in Russian)

Uspenskaja A.V. Antiсhnost’ i russkaia literatura: motivy, obrazy, idei [Antiquity and Russian Literature: Motifs, Images, Ideas]. St. Petersburg: Izd. SPbGUP, 2008. (in Russian)

Walde Ch., Egger B. (Hg.) Die Rezeption der antiken Literatur. Kulturhistorisches Werklexikon. Stuttgart — Weimar, J. B. Metzler, 2010.

Wes M.A. Classics in Russia. 1700–1855. Between Two Bronze Horsemen. Leiden — New York — Köln, E. J. Brill, 1992.

Опубликован
2018-06-27
Как цитировать
Rutz, M. (2018). Von der Universalität der Liebe und den ewigen Unwahrheiten der Geschichte. Antikerezeption in den Gedichten von Aleksej Cvetkov. Philologia Classica, 13(1), 151-164. https://doi.org/10.21638/11701/spbu20.2018.112
Раздел
Antiquitas perennis