Priamos vor verschlossenen Türen (Il. 24, 443–458). Ein typical motif und das Ende der Ilias

Авторы

  • Oliver Hellmann FB II, Klassische Philologie, Universität Trier 54286, Trier, Deutschland

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/%20spbu20.2018.102

Аннотация

Внимание читателя последней песни «Илиады» в ключевой момент рассказа, рисующего Приама на пути в ахейский стан, оказывается сосредоточенным на одном вещном образе — тяжелом засове, накинутом на двери Ахиллова шатра. Балка столь громадна, что трем сильным нужно сдвигать ее с места, чтобы открыть дверь, тогда как хозяин шатра, вождь мирмидонян, легко управляется с этим в одиночку (Il. 24, 453–458). Здесь просматривается типический мотив, обычно намекающий на поворот в сюжете (сопоставить следует Il. 5, 302–306; 12, 445–450; 16, 140–144). Важно заметить, что засов блокирует дверь изнутри, тогда как гость, руководимый Гермесом, находится снаружи. Слушавшим стихи Гомера из уст их автора картина представлялась глубоко символичной: герой отгородился от мира, замкнулся в непроницаемой оболочке своего горя. Как вернуть ему мир? Освободить его (и двинуть вперед сюжет) возможно лишь извне, но — мешает засов. Такова символика запертых дверей в 24-й песни «Илиады»: стена неизбывной скорби, сломать которую способна только высшая сила. Что в итоге и происходит. Гермес выступает в роли deus ex machina, совершающего чудо «счастливого финала»: невидимой рукой засов поднят и сброшен, Приам вступает в шатер, острая боль вот-вот прольется слезами и будет исчерпана, а осевой конфликт «Илиады» — разрешен. Без божественного вмешательства Приам остался бы стоять перед запертыми дверьми. Тема засова помогает, таким образом, уяснить художественный метод эпика.

Ключевые слова:

Илиада, Приам, типический мотив, греческий эпос, Гомер, Ахилл

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Anhalt E. K. Barrier and Transcendence: The Door and the Eagle in Iliad 24.314–21, CQ 1995, 45(2), 280– 295.

Arend W. Die typischen Scenen bei Homer. Berlin, Weidmann, 1933.

Beck G. Die Stellung des 24. Buches der Ilias in der alten Epentradition. Diss. Tübingen, 1964.

Beazley J. D. Attic Red-Figure Vase-Painters, Vol. 1. Oxford, Clarendon Press, 1963.

Brügger C., Latacz J. (Hgg.) Homers Ilias, Gesamtkommentar (Baseler Kommentar). Band 8, 24. Gesang, Faszikel 2: Kommentar. Berlin—New York, De Gruyter, 2009.

Crotty K. The Poetics of Supplication. Homer’s Iliad and Odyssey. Ithaka, New York—London, Cornell University Press, 1994.

Diels H. (Hg.) Parmenides, Lehrgedicht, griechisch und deutsch, mit einem Anhang über griechische Thüren und Schlösser. Berlin, Reimer, 1897.

Diels H. Antike Technik. Sieben Vorträge. Osnabrück, Zeller 1965 (Neudruck der zweiten und dritten Auflage 1920 und 1924).

Edwards M. W. Homer and Oral Tradition: The Type-Scene. Oral Tradition 1992, 7/2, 284–330.

Effe B. Der Homerische Achilleus. Zur gesellschaftlichen Funktion eines literarischen Helden. Gymnasium 95, 1988, 1–16.

Erbse H. (Hg.) Scholia Graeca in Homeri Iliadem (Scholia Vetera). 5 Bde. Berlin, De Gruyter, 1969–1977.

Fenik B. Typical Battle Scenes in the Iliad. Studies in the Narrative Techniques of Homeric Battle Description. Wiesbaden, Steiner, 1968.

Friis Johansen K. The Iliad in Early Greek Art. Copenhagen, Munksgaard, 1967.

Griffin J. Homer on Life and Death. Oxford, Clarendon Press, 1980.

Hellmann O. Die Schlachtszenen der Ilias. Das Bild des Dichters vom Kampf in der Heroenzeit. Stuttgart, Steiner, 2000.

Herrero de Jáuregui, M. Priam’s Catabasis: Traces of the Epic Journey to Hades in Iliad 24. TAPA 141, 2011, 37–68.

Janko R. The Ilias: A Commentary. Vol. IV, Books 13–16. Cambridge, Cambridge University Press, 1992.

de Jong I. J. F. Narrators and Focalizers. The Presentation of the Story in the Iliad. Amsterdam, B. R. Grüner, 1987.

Kemp-Lindemann D. Darstellungen des Achilleus in griechischer und römischer Kunst. Bern u.a., Lang, 1975.

Kullmann W. Das letzte Buch der Odyssee, in: Id. Homerische Motive. Beiträge zur Entstehung, Eigenart und Wirkung von Ilias und Odyssee. Hg. v. R. J. Müller. Stuttgart, Steiner, 1992, 291–304.

Kullmann W. Realität, Imagination und Theorie. Kleine Schriften zu Epos und Tragödie in der Antike. Hg. von A. Rengakos. Stuttgart, Steiner, 2002.

Lord A. B. The Singer of Tales. Cambridge, Mass., Harvard University Press, 1960.

MacLeod C. W. (Ed.). Homer, Iliad. Book XXIV. Cambridge, Cambridge University Press, 1982.

Matijević K. Ursprung und Charakter der homerischen Jenseitsvorstellungen. Paderborn, Schöningh, 2015.

Nagler M.N. Spontaneity and Tradition. A Study in the Oral Art of Homer. Berkeley et al., University of California Press, 1974.

Nünlist R., de Jong I. Homerische Poetik in Stichwörtern, in: J. Latacz (Hg.) Homers Ilias, Gesamtkommentar, Prolegomena. München — Leipzig, Saur, 2000, 159–171.

Reinhardt K. Die Ilias und ihr Dichter. Hg. v. U. Hölscher. Göttingen, Vandenhoeck & Ruprecht, 1961.

Richardson N. The Iliad: A Commentary. Vol.VI: Books 21–24. Cambridge, Cambridge University Press, 1993.

de Romilly J. Hector. Paris, Editions de Fallois, 1997.

Schadewaldt W. Homer, Ilias. Neue Übertragung. Frankfurt am Main, Insel, 1975.

Segal Ch. The Theme of the Mutilation of the Corpse in the Iliad. Leiden, Brill, 1971.

Strauss Clay J. Homer’s Trojan Theater. Space, Vision, and Memory in the Iliad. Cambridge, Cambridge University Press, 2011.

Thornton A. Homer’s Iliad: It’s Composition and the Motif of Supplication. Göttingen, Vandenhoeck & Ruprecht, 1984.

van der Valk M. (Hg.), Eustathii Archiepiscopi Thessalonicensis Commentarii ad Homeri Iliadem pertinentes. 4 Bde. Leiden, Brill 1971–1987.

West M. L. (Hg.). Homeri Ilias, Vol. prius, Rhapsodias I–XII continens. Stuttgart — Leipzig, Teubner, 1998.

West M.L. Frühe Interpolationen in der Ilias. Nachrichten der Akademie der Wissenschaften in Göttingen, Philologisch-Historische Klasse 1999, 4, 181–191.

West M. L. (Hg.). Homeri Ilias, Vol. alterum, Rhapsodias XIII–XXIV et indicem nominum continens. München — Leipzig, Saur, 2000.

Whitman C. H. Homer and the Heroic Tradition. Cambridge, Mass., Harvard University Press, 1958.

Willetts R. F. Homeric Doors, in: Id. Selected Papers 1. Amsterdam, Hakkert 1986, 181–200.

Zimmermann B. Deus ex machina, in: Der Neue Pauly 3, 1997, 490–492.

Загрузки

Опубликован

27.06.2018

Как цитировать

Hellmann, O. (2018). Priamos vor verschlossenen Türen (Il. 24, 443–458). Ein typical motif und das Ende der Ilias. Philologia Classica, 13(1), 26–39. https://doi.org/10.21638/11701/ spbu20.2018.102

Выпуск

Раздел

Graecia antiqua