Латинский язык в советских средних школах (1948–1954 гг.): филология и идеология

Авторы

  • Артем Михайлович Скворцов Институт всеобщей истории РАН, Российская Федерация, 119334, Москва, Ленинский пр., 32А; Челябинский государственный университет, Российская Федерация, 454001, Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129 https://orcid.org/0000-0002-3287-4154

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu20.2024.111

Аннотация

В 1948–1954 гг. в ряде школ Советского Союза в учебную программу старшеклассников оказался включен латинский язык. Для проведения реформы С. П. Кондратьев и А. И. Васнецов написали учебник, переживший четыре издания, хрестоматию с отрывками из латинских произведений и методические рекомендации. Пособия составлялись в спешке без должного обсуждения их содержания. Новаторство, заключающееся в перегруппировке грамматического материала, ином подборе оригинальных латинских текстов (со включением отрывков из трудов Геродота, Юстина, Матвея Меховского, описывающих древнее состояние территорий, входивших в СССР), увеличении удельного веса историко-лингвистического материала в объяснении правил грамматики, встретило негодование со стороны профессионального сообщества филологов-классиков, которое с критикой обрушилось на учебно-методическое обеспечение курса. Кондратьев и Васнецов пошли на уступки лишь к 1953 г., но вместе с этим попытались усилить идейно-воспитательную компоненту в преподавании латинского языка. Подобранные для школьников адаптированные тексты и пословицы демонстрировали те черты характера римлян, которые соответствовали идеалу советского человека (коллективизм, смелость, твердость в преодолении трудностей, скромность, товарищество, бескорыстность и проч.). Ряд историко-лингвистических справок в учебниках имел аллюзии на современные события, а соответственно, играл роль политического воспитания (сохранение римлянами своего словарного фонда в условиях зависимости от этрусков ставится в параллель сопротивлению славянского населения Болгарии). Впрочем, вскоре, в 1954 г., эксперимент был свернут. В настоящей статье учебно-методический комплекс по преподаванию латинского языка рассматривается как маркер идеологических процессов. Автор приходит к выводу, что введение этого нового предмета в средние школы вписывается в общий вектор позднесталинского классицизма.

Ключевые слова:

история классической филологии, латинский язык, средняя школа, история образования, советская школа

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Алпатов В. М. История одного мифа: Марр и марризм. Москва, Едиториал УРСС, 2004.

Боровский Я. М. Латинский язык в средней школе. Вопросы языкознания 1952, 4, 87–88.

Ботвинник М. Н. Латинский язык в советской школе. В сб.: И. П. Суздальская, Н. М. Ботвинник (ред.) Памяти Марка Наумовича Ботвинника . Санкт-Петербург, Обществ. правозащитная организация «Гражданский контроль», 1997, 107–113.

Иванова Г. М. Советская школа в 1950–1960-е годы . Москва, Фонд «Московское время», 2018.

Кондратьев С. П., Тимофеева Н. А. Латинский язык в системе современного образования. Вопросы языкознания 1952, 4, 84–86.

Кириллова М. Н. История древности в «Истории СССР». В кн.: Советская древность: люди, учреждения, книги и наука о древности в СССР , отв. ред. С. Г. Карпюк. Москва, ИВИ РАН, 2022, 124–183.

Козаржевский А. Ч. Книга для чтения по латинскому языку. Иностранные языки в школе 1952, 1, 118–120.

Козаржевский А. Ч. Неудачный учебник латинского языка. Иностранные языки в школе 1949, 5, 117–120.

Кондратьев С., Васнецов А. Aula Linguae Latinae. Книга для чтения по латинскому языку. Для 10-го класса средней школы . Москва — Ленинград, Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1950.

Кондратьев С., Васнецов А. Методическое руководство к преподаванию латинского языка в 8–10-х классах средней школы . Москва, Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1953a.

Кондратьев С., Васнецов А. Учебник латинского языка. Для 8–10 классов средней школы . Москва, Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1953b.

Кондратьев С. П., Васнецов А. И. Учебник латинского языка. Для 8–10 классов средней школы . Москва, Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1948.

Конопаткин В. А. История Римской империи и советская идеология времен Великой Отечественной войны (на материалах «Исторического журнала»). Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии 2024, 9 (1), 88–95.

Наюк Е. Год занятий латинским языком в средней школе. Иностранные языки в школе 1951, 1, 101–103.

Пикус Н. Н. [Рец. на:] С. П. Кондратьев, А. И. Васнецов. Aula linguae Latinae. Книга для чтения по латинскому языку. М., 1950. Вестник древней истории 1951, 2, 164–165.

Полякова С. Неудачное методическое пособие к плохому учебнику. Иностранные языки в школе 1954, 5, 91–95.

Рачкаускас М. И. Анализ учебника латинского языка С. П. Кондратьева и А. И. Васнецова. Иностранные языки в школе 1953, 4, 99–105.

Скворцов А. М. «Сейчас предстоит или возродить … или окончательно его погубить»: введение и скорая отмена латинского языка в советских школах (конец 1940-х — первая половина 1950-х годов). Вестник древней истории 2023, 83 (1), 185–201.

Скворцов А. М. Классическая филология на заключительном этапе Великой Отечественной войны: актуализация дисциплины. Индоевропейское языкознание и классическая филология 2022, 1299–1308.

Фаворский А. И. Оправдывает ли себя преподавание латинского языка в средней школе. Иностранные языки в школ 1952, 3, 78–82.

Филенковская И. [Рец. на:] С. П. Кондратьев и А. И. Васнецов — Учебник латинского языка для VIII–X классов средней школы. Издание 4-е, переработанное, М., 1953. Иностранные языки в школе 1954, 5, 95–101.


References

Alpatov V. M. The history of a myth: Marr and Marrism . Moscow, Editorial URSS, 2004 (in Russian).

Borovskii Ia. M. Latin language in secondary school. Voprosy iazykoznaniia 1952, 4, 87–88 (in Russian).

Botvinnik M. N. Latin language in secondary school. In: I. P. Suzdalskaia, N. M. Botvinnik (eds). In memory of Mark Naumovich Botvinnik . St Petersburg, 1997, 107–113 (in Russian).

Favorskij A. I. Does teaching Latin in secondary school justify itself? Inostrannye iazyki v shkole 1952, 3, 78–82 (in Rissian).

Filenkovskaia I. [Review on:] S. P. Kondratiev and A. I. Vasnetsov — Textbook of the Latin language for the sixth grade of secondary school. Revised 4th edition, Moscow, 1953. Inostrannye iazyki v shkole 1954, 5, 95–101 (in Russian).

Ivanova G. M. The Soviet school in the 1950s and 1960s . Moscow, Fond “Moskovskoe vremia” Publ., 2018 (in Russian).

Kirillova M. N. The History of Antiquity in the “History of the USSR”. In: S. G. Karpiuk (ed.). Soviet Antiquity: people, institutions, books and the science of antiquity in the USSR . Moscow, IVI RAN Publ., 2022, 124–183 (in Russian).

Kondrat’ev S. P., Vasnetsov A. I. Latin Textbook for 8–10 Grades of Secondary School . Moscow, Gosudarstvennoe uchebno-pedagogicheskoe izdatel’stvo Ministerstva prosveshheniia RSFSR Publ., 1948 (in Russian).

Kondrat’ev S. P., Vasnetsov A. I. Latin Textbook for 8–10 Grades of Secondary School . Moscow, Gosudarstvennoe uchebno-pedagogicheskoe izdatel’stvo Ministerstva prosveshheniia RSFSR Publ., 1953b (in Russian).

Kondrat’ev S., Vasnetsov A. A Methodological Guide to Teaching Latin in Grades 8 to 10 in Secondary Schools . Moscow, Gosudarstvennoe uchebno-pedagogicheskoe izdatel’stvo Ministerstva prosveshheniia RSFSR Publ., 1953a (in Russian).

Kondrat’ev S., Vasnetsov A. Aula linguae Latinae. A Book for Reading in Latin . Moscow — Leningrad, Gosudarstvennoe uchebno-pedagogicheskoe izdatel’stvo Ministerstva prosveshheniia RSFSR Publ., 1950 (in Russian)

Kondrat’ev S. P., Timofeeva N. A. Latin language in the system of modern education. Voprosy iazykoznaniia 1952, 4, 84–86 (in Russian).

Konopatkin V. A. The History of the Roman Empire and Soviet Ideology during the Great Patriotic War (based on the materials of the Historical Journal). Magistra Vitae: elektronnyi zhurnal po istoricheskim naukam i arheologii 2024, 9 (1), 88–95 (in Russian).

Kozarzhevskii A. Ch. A book for reading in the Latin language. Inostrannye iazyki v shkole 1952, 1, 118–120 (in Russian).

Kozarzhevskii A. Ch. An unsuccessful textbook of the Latin language. Inostrannye iazyki v shkole 1949, 5, 117–120 (in Russian).

Najuk E. A year of Latin language classes in high school. Inostrannye iazyki v shkole 1951, 1, 101–103 (in Russian).

Pikus N. N. [Review on:] S. P. Kondrat’ev, A. I. Vasnecov. Aula linguae Latinae. A book for reading Latin. Moscow, 1950. Vestnik drevnei istorii 1951, 2, 164–165 (in Russian).

Poljakova S. An unsuccessful methodological guide to a bad textbook. Inostrannye iazyki v shkole 1954, 5, 91–95 (in Russian).

Rachkauskas M. I. Analysis of the textbook of the Latin language by S. P. Kondratiev and A. I. Vasnetsov. Inostrannye iazyki v shkole 1953, 4, 99–105 (in Russian).

Skvortsov A. M. “Now we have to Either Restore… or Ruin it Completely”. The Introduction and Soon Abolition of Latin in Soviet Schools (late 1940s — first half of the 1950s). Vestnik drevnei istorii 2023, 83 (1), 185–201 (in Russian).

Skvortsov A. M. Classical philology at the final stage of the Great Patriotic War: actualization of the discipline. Indoevropeiskoe iazykoznanie i klassicheskaia filologiia 2022, 1299–1308 (in Russian).

Загрузки

Опубликован

10.10.2024

Как цитировать

Скворцов, А. М. (2024). Латинский язык в советских средних школах (1948–1954 гг.): филология и идеология. Philologia Classica, 19(1), 164–181. https://doi.org/10.21638/spbu20.2024.111

Выпуск

Раздел

De philologis et philologia