Родосец Ментор и датировка «Большой этики» Аристотеля

Авторы

  • Александр Леонардович Верлинский Санкт-Петербургский государственный университет

Аннотация

Принадлежность Аристотелю «Большой этики» (ММ), а также время написания этого сочинения продолжают вызывать споры. Большинство ученых отрицает авторство Аристотеля и относит сочинение к эллинистическому периоду; немногочисленные сторонники аутентичности либо считают его ранним курсом лекций, написанным еще во время пребывания Аристотеля в платоновской Академии (т. е. до 348 г. до н. э.), либо относят к его периоду жизни в Македонии, но предполагают вмешательство позднего редактора, на чей счет они относят ионизмы, характерные для койне и (или) исторические примеры, которые, по их мнению, были бы анахронизмами для более раннего времени, чем 335/334 г. до н. э., возвращения Аристотеля в Афины (иногда эти добавления приписывают самому Аристотелю). Однако нет веских оснований для столь ранней датировки ММ, как первый афинский период; кроме того, для ММ характерно единство стиля и отсутствие следов переработки; ионизмы же встречаются, хотя и в меньшем количестве, в сочинениях, несомненно принадлежащих Аристотелю. В статье доказывается, что ни один из примеров ММ не предполагает дату позднее, чем 335/334 г. до н. э. Один из этих примеров служит указанием на примерную дату сочинения: упоминание Ментора, известного командира наемников на службе у Артаксеркса III, который обманом захватил Гермия, правителя Атарнея, друга и покровителя Аристотеля, и позже способствовал его казни, по форме напоминает замечание современника событий («Гермий казался практичным, но не был в действительности рассудительным», I, 34, 1197 b 18–26) и более естественно для Аристотеля, чем для позднейшего редактора или автора-компилятора. Оно могло быть сделано вскоре после смерти Гермия и, возможно, после смерти самого Ментора, т. е. между 340 и 336 гг. до н. э. Поскольку ММ несомненно имеет более примитивный характер по сравнению с «Евдемовой» и «Никомаховой этиками», она могла быть написана во время пребывания Аристотеля в Македонии, до его возвращения в Афины. Можно также предположить (вслед за Ф. Дирльмайером), что ММ отражает подлинную речевую манеру Аристотеля, сглаженную редактированием в других лекциях, рассчитанных на аттическую аудиторию. Это позволило бы объяснить необычно большое число ионизмов в ММ: в Македонии, где разговорным языком образованных людей был аттический диалект с примесью ионизмов («протокойне»), близкий к тому, на котором говорил от рождения сам Аристотель, происходивший из Стагир, было бы естественно не придавать значения соблюдению аттической нормы.

Ключевые слова:

Аристотель, время создания и проблема подлинности «Большой этики», Ментор с Родоса

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Литература

Верлинский А. Л. Из Афин в Стагиры — из Стагир в Афины : Об одном предложении из утраченного письма Аристотеля (Arist. fr. 669 Rose) // Исследования по классической филологии и истории антиковедения. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2014. С. 43–88. (Philologia Classica. Вып. 9).

Рунг Э.. Военно-политическая деятельность Ментора // Мнемон : Исследования и публикации по истории античного мира : сб. статей / под ред. Э. Д. Фролова. Вып. 14. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2014. С. 143–160.

Allan D. J.. Magna Moralia and Nicomachean Ethics // Journal of Hellenic Studies. 1957. Vol. 77. Pt. 1. P. 7–11.

Arnim H. von.. Die drei aristotelischen Ethiken. Wien : Hölder-Pichler-Tempsky A.-G., 1924 (Sitzungsberichte der Akademie der Wissenschaften in Wien. Philosophisch-historische Klasse. Bd 202. Abh. 2).

Arnim H. von. Das Ethische in Aristoteles’ Topik. Wien : Hölder-Pichler-Tempsky A.-G., 19271 (Sitzungsberichte der Akademie der Wissenschaften in Wien. Philosophisch-historische Klasse. Bd 205. Abh. 4).

Arnim H. von. Die Echtheit der Grossen Ethik des Aristoteles // Rheinisches Museum. 19272. Bd 76. S. 113–137, 223–253.

Arnim H. von. Eudemische Ethik und Metaphysik. Wien : Hölder-Pichler-Tempsky A.-G., 19281 (Sitzungsberichte der Akademie der Wissenschaften in Wien. Philosophisch-historische Klasse. Bd 207. Abh. 5).

Arnim H. von. Neleus von Skepsis // Hermes. 19282. Bd 63. S. 103–107.

Arnim H. von. Der neueste Versuch, die Magna Moralia als unecht zu erweisen. Wien : Hölder-Pichler-Tempsky A.-G., 1929 (Sitzungsberichte der Akademie der Wissenschaften in Wien. Philosophisch-historische Klasse. Bd 211. Abh. 2).

Arnim H. von. Die Entstehung der Gotteslehre des Aristoteles (1931) // Metaphysik und Theologie des Aristoteles / hrsg. von F.-P. Hager. Darmstadt : Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1969. S. 1–74.

Arnim H. von. Nochmals die aristotelischen Ethiken : Gegen W. Jaeger : Zur Abwehr (1929) // Ethik und Politik des Aristoteles / hrsg. von F.-P. Hager. Darmstadt : Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1972. S. 1–54.

Brink K. O. Stil und Form der pseudoaristotelischen Magna Moralia. Ohlau i. Schi., 1933.

Cooper J. M. The Magna Moralia and Aristotle’s Moral Philosophy // American Journal of Philology. 1973. Vol. 94. P. 327–349.

Dirlmeier F. Zeit der Grossen Ethik // Rheinisches Museum. 1939. Bd 88. S. 214–243.

Dirlmeier F. Aristoteles. Magna Moralia. Übersetzt und kommentiert. 5., gegenüber der dritten, durchgesehenen, unveränderte Aufl. Berlin : Akademie Verlag, 1983. [1-e изд-е — 1958.]

Dudley J. Aristotle’s Concept of Chance: Accidents, Cause, Necessity, and Determinism. Albany : State University of New York Press, 2012.

Düring I. [Rez.:] Dirlmeier F. Aristoteles. Magna Moralia // Gnomon. 1961. Bd 33. S. 547–57.

Düring I. Aristoteles : Darstellung und Interpretation seines Denkens. Heidelberg : C. Winter Universitätsverlag, 1966.

Düring I. Aristoteles // RE Suppl. Bd 11. 1968. Sp. 159–336.

Ebert T. Gattungen und Prädikate des Seinden bei Aristoteles // Archiv für Geschichte der Philosophie. 1985. Bd 67. S. 113–138.

Gutas D. Theophrastus On First Principles (transmitted as his Metaphysics) : Greek Text and Medieval Arabic Translation, edited and translated with introduction, commentaries and glossaries, as well as the medieval Latin translation, and with an Excursus on Graeco-Arabic Editorial Technique. Leiden : Brill, 2010 (Philosophia antiqua. Vol. 119).

Hajdu I. Kommentar zur 4. Philippischen Rede des Demosthenes. Berlin ; New York : Walter de Gruyter, 2002.

Harding Ph. Didymos : On Demosthenes : Translated with Introduction, Text, and Commentary. Oxford : Oxford University Press, 2006.

Hindenland L. Sprachliche Untersuchungen zu Theophrasts botanischen Schriften. Strasburg : Trübner, 1910 (Dissertationes philologicae Argentoratenses selectae. Vol. 14. Pars 2).

Inwood B. Ethics after Aristotle. Cambridge, Mass. : Harvard University Press, 2014 (Carl Newell Jackson Lectures).

Jaeger W. Aristotle / transl. by R. Robinson. 2nd ed. Oxford : Clarendon Press, 19481. [Нем. ориг. — 1923.]

Jaeger W. On the Origin and Cycle of the Philosophical Ideal of Life // Jaeger W. Aristotle / transl. by R. Robinson. 2nd ed. Oxford : Clarendon Press, 19482. P. 426–461. [Нем. ориг.: Über Ursprung und Kreislauf des philosophischen Lebensideals [1928].]

Kapp E. Der Verhältnis der eudemischen zur nikomachischen Ethik : Diss. Freiburg a. Breisgau, 1912.

Кapp E. [Rez.:] Arnim H. von. Die drei aristotelischen Ethiken // Gnomon. 1927. Bd 3. S. 19–38, 73–81.

Kenny A. The Aristotelian Ethics. Oxford : Clarendon Press, 1978.

Mansion A. Untersuchungen über die Aristoteles zugeschriebenen Ethiken // Ethik und Politik des Aristoteles / hrsg. von F.-P. Hager. Darmstadt : Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1972. S. 66–148. [Фр. ориг.: Autour des Ethiques attribuées à Aristote // Revue néo-scolastique de philosophie. 2me série. 1931. 33o année. No. 29. P. 80–107 ; No. 30. P. 216–236 ; No. 31. P. 360–380.]

Minio-Paluello L. (ed.) Aristotelis Categoriae et liber De interpretatione. Oxford : Clarendon Press, 1956.

Mühll P. von der. De Aristotelis Ethicorum Eudemiorum auctoritate : Diss. Gottingae, 1909.

Regenbogen O. Theophrastus // RE Suppl. Bd 7. 1940. P. 1354–1562.

Ross W. D. Aristotle’s Prior and Posterior Analytics : A Revised Text with Introduction and Commentary. Oxford : Clarendon Press, 1949.

Rowe C. A Reply to John Cooper on the Magna Moralia // American Journal of Philology. 1975. Vol. 96. P. 160–172.

Simpson P. L. The Great Ethics of Aristotle : Translated with Explanatory Comments. New Brunswick, NJ : Transactions Publishers, 2014.

Spengel L. Über die unter den Namen des Aristoteles erhaltenen ethischen Schriften. Tl. I // Abhandlungen der Bayerischen Akademie der Wiss. 1841. Bd 3. S. 437–496.

Stein M. Definition und Schilderung in Theophrasts Charakteren. Stuttgart : B. G. Teubner, 1992.

Stevens P. T. Aristotle and the Koine : Notes on the Prepositions // Classical Quarterly. 1936. Vol. 30. P. 204–217.

Szaif J. Gut des Menschen : Untersuchungen zur Problematik und Entwicklung der Glücksethik bei Aristoteles und in der Tradition des Peripatos. Berlin ; New York : Walter de Gruyter, 2012 (Quellen und Studien zur Philosophie. Vol. 83).

Susemihl F. (ed.) Aristotelis quae feruntur Magna Moralia. Lipsiae : Teubner, 1883.

Thielscher P. Die relative Chronologie der erhaltenen Schriften des Aristoteles nach den bestimmten Selbstzitaten // Philologus. 1948. Bd 97. S. 229–265.

Walzer R. Magna Moralia und aristotelische Ethik. Berlin : Weidmannsche Buchhandlung, 1929 (Neue philologische Untersuchungen. H. 7).

Wilamowitz-Moellendorff U. von. Neleus von Skepsis // Hermes. 1927. Bd 62. S. 371.

References

Verlinskiy A.L. Iz Afin v Stagiry — iz Stagir v Afiny: Ob odnom predlozhenii iz utrachennogo pis’ma Aristotelya (Arist. fr. 669 Rose) [From Athens to Stagira — from Stagira to Athens: About one sentence from a lost writing of Aristotle (Arist. fr. 669 Rose)]. Issledovaniya po klassicheskoy filologii i istorii antikovedeniya [Studies in Classical Philology and History of Classical Scholarship]. (Philologia Classica. Vol. IX). Saint Petersburg, SPbGU Publ., 2014. Pp. 43–88.

Rung E. Voenno-politicheskaya deyatel’nost’ Mentora [Military and political activities of Mentor]. Mnemon: Issledovaniya i publikatsii po istorii antichnogo mira [Mnemon: Research and Publications on the History of the Ancient World], ed. by E.D. Frolov. Vol. 14. Saint Petersburg, SPbGU Publ., 2014. Pp. 143–160.

Allan D.J. Magna Moralia and Nicomachean Ethics. Journal of Hellenic Studies. 1957. Vol. 77. Pt. 1. Pp. 7–11.

Arnim H. von. Die drei aristotelischen Ethiken. (Sitzungsberichte der Akademie der Wissenschaften in Wien. Philosophisch-historische Klasse. Bd 202. Abh. 2). Wien, Hölder-Pichler-Tempsky A.-G., 1924.

Arnim H. von. Das Ethische in Aristoteles’ Topik. (Sitzungsberichte der Akademie der Wissenschaften in Wien. Philosophisch-historische Klasse. Bd 205. Abh. 4). Wien, Hölder-Pichler-Tempsky A.-G., 19271.

Arnim H. von. Die Echtheit der Grossen Ethik des Aristoteles. Rheinisches Museum. 19272. Bd 76. S. 113–137, 223–253.

Arnim H. von. Eudemische Ethik und Metaphysik. (Sitzungsberichte der Akademie der Wissenschaften in Wien. Philosophisch-historische Klasse. Bd 207. Abh. 5). Wien, Hölder-Pichler-Tempsky A.-G., 19281.

Arnim H. von. Neleus von Skepsis. Hermes. 19282. Bd 63. S. 103–107.

Arnim H. von. Der neueste Versuch, die Magna Moralia als unecht zu erweisen. (Sitzungsberichte der Akademie der Wissenschaften in Wien. Philosophisch-historische Klasse. Bd 211. Abh. 2). Wien, Hölder-Pichler-Tempsky A.-G., 1929.

Arnim H. von. Die Entstehung der Gotteslehre des Aristoteles (1931). Metaphysik und Theologie des Aristoteles, hrsg. von F.-P. Hager. Darmstadt, Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1969. S. 1–74.

Arnim H. von. Nochmals die aristotelischen Ethiken: Gegen W. Jaeger: Zur Abwehr (1929). Ethik und Politik des Aristoteles, hrsg. von F.-P. Hager. Darmstadt, Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1972. S. 1–54.

Brink K.O. Stil und Form der pseudoaristotelischen Magna Moralia. Ohlau i. Schi., 1933.

Cooper J.M. The Magna Moralia and Aristotle’s Moral Philosophy. American Journal of Philology. 1973. Vol. 94. Pp. 327–349.

Dirlmeier F. Zeit der Grossen Ethik. Rheinisches Museum. 1939. Bd 88. S. 214–243.

Dirlmeier F. Aristoteles. Magna Moralia. Übersetzt und kommentiert. 5., gegenüber der dritten, durchgesehenen, unveränderte Aufl. Berlin, Akademie Verlag, 1983. [1st ed. — 1958.]

Dudley J. Aristotle’s Concept of Chance: Accidents, Cause, Necessity, and Determinism. Albany, State University of New York Press, 2012.

Düring I. [Rez.:] Dirlmeier F. Aristoteles. Magna Moralia. Gnomon. 1961. Bd 33. S. 547–57.

Düring I. Aristoteles: Darstellung und Interpretation seines Denkens. Heidelberg, C. Winter Universitätsverlag, 1966.

Düring I. Aristoteles. RE Suppl. Bd 11. 1968. Spp. 159–336.

Ebert T. Gattungen und Prädikate des Seinden bei Aristoteles. Archiv für Geschichte der Philosophie. 1985. Bd 67. S. 113–138.

Gutas D. Theophrastus On First Principles (transmitted as his Metaphysics): Greek Text and Medieval Arabic Translation, edited and translated with introduction, commentaries and glossaries, as well as the medieval Latin translation, and with an Excursus on Graeco-Arabic Editorial Technique. (Philosophia antiqua. Vol. 119). Leiden, Brill, 2010.

Hajdu I. Kommentar zur 4. Philippischen Rede des Demosthenes. Berlin; New York, Walter de Gruyter, 2002.

Harding Ph. Didymos: On Demosthenes: Translated with Introduction, Text, and Commentary. Oxford, Oxford University Press, 2006.

Hindenland L. Sprachliche Untersuchungen zu Theophrasts botanischen Schriften. (Dissertationes philologicae Argentoratenses selectae. Vol. 14. Pars 2). Strasburg, Trübner, 1910.

Inwood B. Ethics after Aristotle. (Carl Newell Jackson Lectures). Cambridge (Mass.), Harvard University Press, 2014.

Jaeger W. Aristotle, transl. by R. Robinson. 2nd ed. Oxford, Clarendon Press, 19481. [Nem. orig. — 1923.]

Jaeger W. On the Origin and Cycle of the Philosophical Ideal of Life. In.: Jaeger W. Aristotle, transl. by R. Robinson. 2nd ed. Oxford, Clarendon Press, 19482. Pp. 426–461. [Nem. orig.: Über Ursprung und Kreislauf des philosophischen Lebensideals [1928].]

Kapp E. Der Verhältnis der eudemischen zur nikomachischen Ethik. Diss. Freiburg a. Breisgau, 1912.

Кapp E. [Rez.:] Arnim H. von. Die drei aristotelischen Ethiken. Gnomon. 1927. Bd 3. S. 19–38, 73–81.

Kenny A. The Aristotelian Ethics. Oxford, Clarendon Press, 1978.

Mansion A. Untersuchungen über die Aristoteles zugeschriebenen Ethiken. Ethik und Politik des Aristoteles, hrsg. von F.-P. Hager. Darmstadt, Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1972. S. 66–148. [Fr. orig.: Autour des Ethiques attribuées à Aristote. Revue néo-scolastique de philosophie. 2me série. 1931. 33° année. No. 29. Pp. 80–107; № 30. Pp. 216–236; No. 31. Pp. 360–380.]

Minio-Paluello L. (ed.) Aristotelis Categoriae et liber De interpretatione. Oxford, Clarendon Press, 1956.

Mühll P. von der. De Aristotelis Ethicorum Eudemiorum auctoritate. Diss. Gottingae, 1909.

Regenbogen O. Theophrastus. RE Suppl. Bd 7. 1940. Pp. 1354–1562.

Ross W.D. Aristotle’s Prior and Posterior Analytics: A Revised Text with Introduction and Commentary. Oxford, Clarendon Press, 1949.

Rowe C. A Reply to John Cooper on the Magna Moralia. American Journal of Philology. 1975. Vol. 96. Pp. 160–172.

Simpson P.L. The Great Ethics of Aristotle: Translated with Explanatory Comments. New Brunswick (NJ), Transactions Publishers, 2014.

Spengel L. Über die unter den Namen des Aristoteles erhaltenen ethischen Schriften. Tl. I. Abhandlungen der Bayerischen Akademie der Wiss. 1841. Bd 3. S. 437–496.

Stein M. Definition und Schilderung in Theophrasts Charakteren. Stuttgart, B.G. Teubner, 1992.

Stevens P.T. Aristotle and the Koine: Notes on the Prepositions. Classical Quarterly. 1936. Vol. 30. Pp. 204–217.

Szaif J. Gut des Menschen: Untersuchungen zur Problematik und Entwicklung der Glücksethik bei Aristoteles und in der Tradition des Peripatos. (Quellen und Studien zur Philosophie. Vol. 83). Berlin; New York, Walter de Gruyter, 2012.

Susemihl F. (ed.) Aristotelis quae feruntur Magna Moralia. Lipsiae, Teubner, 1883.

Thielscher P. Die relative Chronologie der erhaltenen Schriften des Aristoteles nach den bestimmten Selbstzitaten. Philologus. 1948. Bd 97. S. 229–265.

Walzer R. Magna Moralia und aristotelische Ethik. (Neue philologische Untersuchungen. H. 7). Berlin, Weidmannsche Buchhandlung, 1929.

Wilamowitz-Moellendorff U. von. Neleus von Skepsis. Hermes. 1927. Bd 62. S. 371.

Загрузки

Опубликован

10.12.2015

Как цитировать

Верлинский, А. (2015). Родосец Ментор и датировка «Большой этики» Аристотеля. Philologia Classica, 10, 31–66. извлечено от https://philclass.spbu.ru/article/view/7496

Выпуск

Раздел

I. Древнегреческий язык и литература

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)