Ancient Epistolary Theory in the Byzantine School: Pseudo-Libanios’ Manual and its Later Versions

≪Эпистолярные стили≫ Псевдо-Либания (сокр. PL), позднеантичное пособие по эпистолярному искусству, были хорошо известны византийцам. Текст многократно копировался, комментировался и дополнялся, на его основе создавались новые трактаты. Задача настоящей статьи — показать, что PL и его позднейшие версии использовались в Византии как школьные учебники, охарактеризовать их функцию и место в учебной программе ἐγκύκλιος παιδεία. Исследование проводится в рамках поздневизантийского периода (XIII–XV вв.). Анализируются следующие тексты: PL в изначальной версии (PL1), Epistolarium Vaticanum — анонимная версия, известная в двух рукописях XV в. (EV), Characteres epistolici XL — собрание из 40 образцовых писем, распространенное в поздне- и поствизантийскую эпоху (Ch40). PL1 использовался, видимо, в рамках курса грамматики или как переходное звено к курсу риторики. Об этом свидетельствует его рукописная традиция — трактат зачастую копировался вместе со школьными пособиями по грамматике, риторике, а также и с другой учебной литературой. Сохранилась версия PL1 с грамматическими комментариями — свидетельство того, что он служил материалом для грамматического анализа. EV использовался на раннем этапе ἐγκύκλιος παιδεία, в рамках курса грамматики. Это явствует из его содержания — образцовые письма носят сугубо дидактический характер и адресованы детям. На школьное употребление EV указывают и глоссы в рукописях. Ch40 изучался на более поздней стадии учебного процесса — в рамках курса риторики. Схолии в рукописях показывают, что текст анализировался с точки зрения приемов риторической аргументации. Терминология схолиев восходит к трактату ≪О нахождении≫, принадлежащему, возможно, Гермогену Тарсийскому. Вероятно, Ch40 служил приложением к трактату и его позднейшим синопсисам.

  Chernoglazov D.A. Ancient Epistolary Theory in the Byzantine School