Von der Universalität der Liebe und den ewigen Unwahrheiten der Geschichte. Antikerezeption in den Gedichten von Aleksej Cvetkov

Обозрения имеющихся исследований о рецепции античности в русской литературе обнаруживают пространства, мало или вовсе не затронутые наукой. Вне поля зрения остается, например, почти вся постсоветская литература. Между тем, античность для современной русской поэзии остается более чем актуальной и по-новому проблематизируется. Статья рассматривает в вышеозначенной перспективе (отражения античности на современном культурном и историческом фоне) творчество известного поэта советского андеграунда и русского зарубежья Алексея Цветкова (*1947), ставшего после более чем десятилетнего молчания и возвращения в большую литературу в 2001–2006 гг. одним из важнейших представителей современной русской поэзии. Античные темы в поэзии Цветкова центральны. Около двадцати его текстов концентрируются на античности. В статье подробно анализируются три стихотворения: «латынь», «домашнее чтение» и «рассказ очевидца». В них, как и в других своих произведениях, фокусирующихся на античных — будь то мифических или исторических — сюжетах, Цветков размышляет о возможности проникновения классической древности в современность и жизнеспособности античной литературы. Подобные темы можно было бы назвать затертыми, однако автор умеет по-своему концептуализировать известный материал и вписать его в контекст современности. Разбираемые в статье стихи заострены на спорности традиционного восприятия известнейших античных сюжетов. Разрабатываются проблематичные с сегодняшней точки зрения — учитывая громадность традиции — темы: Троя, Фермопилы, империалистический проект Александра. Цветков связывает участь Каллисфена, историографа Александра, с жертвами сталинизма и (с отсылкой к польской литературе) с трагедией Варшавского восстания.

 Marion Rutz. Von der Universalität der Liebe und den ewigen Unwahrheiten der Geschichte. Antikerezeption in den