Physis in the Pythagorean Tradition

В статье обсуждается понятие physis, встречающееся во фрагментах пифагорейцев Филолая из Кротона и Архита из Тарента. Отталкиваясь от дискуссии о двух основных значениях physis, «росте» и «бытии», которая велась среди англоязычных (начало XX в.), а затем среди немецких (середина XX в.) исследователей античной философии (раздел 2), статья аргументирует, что Филолай был, вероятно, автором первого трактата Περὶ φύσεως, как об этом свидетельствует писатель I в. до н. э. Диоген из Магнезии. Остальные свидетельства о книгах досократиков, озаглавленных Περὶ φύσεως, являются поздними и ненадежными (раздел 3). Вопреки мнению издателя Филолая К. Хафмена, ἁ φύσις во фрагментах B 1 и 6, употребляемая неатрибутивно и с артиклем, обозначает все, что возникло из двух основных начал, apeira и perainonta, под воздействием harmonia, и существует в этом мироустройстве (B 2, 6). Physis не вечна и познаваема лишь частично (раздел 4). В отличие от Филолая, у Архита не было учения о началах, и его эпистемология не была ограничена метафизическими принципами. Архит рассматривает physis в космологическом и эпистемологическом плане как «природу целого», доступную человеческому познанию (B 1). Не ставя процессу познания каких-либо ограничений, как это делал Филолай, Архит подкрепляет заявление последнего о том, что «все вещи, которые нам известны, имеют число» (B 4), тем, что делает четыре mathēmata основным познавательным инструментом в научных исследованиях природы (раздел 5).

 Leonid Zhmud. Physis in the Pythagorean Tradition