Hippokrates — Medizin in der Verantwortung

Этические принципы, сформулированные Гиппократом, объясняются желанием выяснить причину болезни как природного явления. Подобного стремления не было у врачевателей ран (военных врачей, обязанных действовать быстро) и странствующих целителей (в большинстве — заурядных шарлатанов), то есть у тех двух категорий медиков, которые существовали в греческом мире до Гиппократа. Этиология болезни исходит, по Гиппократу, из представления о человеческом организме как гомогенном природе и подчиненном тем же законам, что и макрокосм. Но убедить пациента в естественном происхождении его болезни (например, если эта болезнь — «священная») оказывалось возможным лишь при условии полного доверия исследуемого к исследователю. Нуждаясь в доверии, врач декларирует свою ответственность перед пациентом (тема знаменитой «Клятвы»). Так объясняется рождение врачебной этики, той, что сообщает трудам Гиппократа непреходящую ценность. Доказательством служит неоднократно засвидетельствованное в Корпусе отношение врача к женщинам-пациенткам и даже к пациентам-рабам. Оно ничем не отличается от отношения к полноправным и свободным. Необычными при тогдашнем положении женщины в ионийском и аттическом культурном ареале и даже поразительными при тогдашних методах диагностики представляются достижения гиппократовой гинекологии. Анатомия, в том числе организма женщины, несмотря на насущность задач акушерства, никогда не оказалась бы разработанной столь детально, не сумей врачи добиться доверия больных. Резюмируя свой труд об отце научной медицины (Hippokrates: Meister der Heilkunst, 2016), автор привлекает внимание к приобретающей новую актуальность в эпоху популяризации достижений медицины и коммерциализации медицинского обслуживания теме ответственности врача перед пациентом.

 Hellmut Flashar. Hippokrates — Medizin in der Verantwortung