The Nocturnal Council in Plato’s Laws

В статье рассматривается проблема формирования и функций Ночного совета (НС) в платоновских «Законах». Автор доказывает, полемизируя с преобладающей в настоящее время интерпретацией Г. Морроу, согласно которой НС занят научными и философскими занятиями, а также преподаванием, и обладает высшим знанием в области законов, но не обладает официальными прерогативами и действует неформально, через своих членов — десять старейших номофилаков: 1) в тексте нет прямых или косвенных указаний, что НС в совокупности занят научными изысканиями и преподаванием: эта роль отводится специальной школе, которая создается согласно 968 c 2 — e 4; попытки интерпретировать данное место как указывающее на «временный» способ формирования НС должны быть отвергнуты: единственный путь попадания в НС, на который указывает текст, проходит через занятие высших государственных должностей; создание НС отложено на будущее и возможно лишь в том случае, если эти должности будут заниматься людьми, добродетели которых будут упрочены философским знанием; 2) спорный пассаж 968 c 2–7 указывает не только на закон, который будет определять научные и философские занятия высшего порядка (как понимали Чернисс и Морроу), но и на закон, который определит официальные прерогативы НС; 3) эти прерогативы идентичны тем, что предоставляются НС в качестве философского стража государства (968 a 4 — b 2), который должен обеспечить соответствие законов и должностных лиц неизменной цели государства, добродетели; соответствующие прерогативы НС включают право изменять законы, а также накладывать вето на избрание на высшие должности евтинов и номофилаков лиц, добродетели которых не опираются на философское знание. Кажущееся противоречие с предыдущими установлениями, которые допускают лишь минимальные изменения в законах и передают законодательные функции номофилакам, разрешится, если принять во внимание, что НС не является частью конституционного механизма в обычном смысле, но особым средством, ко- торое обеспечивает следование его тем философским принципам, на которых оно было построено. Его появление необходимо, но не безусловно возможно. При отсутствии подобного института государство Магнесии должно блюсти изначальный свод законов со всей возможной строгостью, но будет, несмотря на это, подвержено нравственной порче.

Verlinsky A.L._The Nocturnal Council in Plato’s Laws